Замок на понижайку - 2

24 октября 2014
5
В своё время выкладывал сюда технологию устройства замка на понижающую передачу, не дающего её вышибать под нагрузкой за счёт того, что конец рычага переключения вставал враспор между вилками.
Многие повторили это решение, и через некоторое время появились жалобы, что у кого-то понижайку всё равно вышибает. Странно - её при таком замке вроде как физически невозможно выбить, не сорвав с замка. Однако ж...
Спустя какое-то время этот дефект вылез и у меня. ПП стало вышибать под нагрузкой, причём как-то интересно - рычаг переключения остаётся на месте, а передачу как бы вырубает и тут же с ударом подтыкает обратно.
Мне понижайка как бы почти без надобности, с моим движком тяга и на первой передаче достаточная, но разобраться с этим дефектом было делом принципа.
Первым делом, при очередной переборке КПП, попытался свести к минимуму перекосы валов, подобрав ступицу муфты включения заднего моста такую, чтобы её игольчатый подшипник с минимальным зазором садился на хвостовик вторичного вала КПП, а сама пара муфта-ступица не имела заметного износа по шлицам.
Это должно было уменьшить возможные несоосности и перекосы шестерен ПП при их работе под нагрузкой, уменьшая всякие эффекты «вывинчивания» передачи в процессе работы.
Вроде как на время стало получше, но дефект не пропал, а со временем вышибать передачу стало уже под совсем незначительной нагрузкой. Долго ломал голову, пытаясь разобраться с этим явлением, и вот наконец при недавней переборке КПП удалось понять, что там происходит, и излечить дефект.
Причём (опять же из принципа, для чистоты эксперимента) НИ ОДНОЙ ДЕТАЛИ в понижайке на этот раз заменено не было.
Короче, подтвердились подозрения, что дело тут не в самой ПП и собственно её-то не вышибало - это при наличии замка действительно невозможно, на такую величину блок шестерен включения ПП просто не отожмёшь физически.
На самом деле под нагрузкой вырубался ПЕРЕДНИЙ мост! Именно передний - ведь ведомая шестерёнка ПП сидит на самой муфте включения ЗМ и при включенной ПП муфта подключает не задний, а передний мост.
При этом муфта включения ЗМ, отжимаемая силами в зацеплении шестерен последней ступени ПП, начинала сползать со шлицевого венца вторичного вала КПП и, проскакивая на очередной шлиц, ударом снова подрубала передний мост.
При этом крутящий момент, уходящий на задний мост, изменялся незначительно из-за большой податливости торсионного валика привода ЗМ и в целом создавалось впечатление, будто это сама понижающая передача периодически вырубается и тут же вновь включается прямо на ходу автомобиля.
Дефекту, как оказалось, сопутствовали два характерных симптома.
Во-первых, неполное включение муфты ЗМ. Оказалось, при и так незначительном ходе муфты (8,5 мм) между нею и зубчатым венцом на вторичном валу КПП в выключенном состоянии был зазор чуть ли не в 4-5 мм.
То есть во включенном состоянии муфта наползала на венец с перекрытием шлицев, с учетом заходных фасок, всего миллиметра на 3. Но, тем не менее, самовыключений ЗМ как таковых ещё не наблюдалось.
Во-вторых, неудачная размерная цепь по фиксатору-замку штока вилки включения ЗМ. Расстояние между соответствующими лунками на концах штока оказалось заметно меньше расстояния между колодцами под замки и шариковый фиксатор штока в картере ПП.
Характерный признак этого - после включения ЗМ с постановкой штока на фиксатор и переводе конца рычага переключения в паз вилки подвижного блока ПП её шток в начале своего движения при включении ПП, отжимая из своей лунки "пулю" замка, цеплял им за заднюю кромку лунки под этот же замок на штоке включения ЗМ и немного отжимал её назад.
Со стороны это выглядело так, как будто вилка включения ПП в начале своего хода цепляет за вилку включения ЗМ, увлекая её за собой где-то на миллиметр.
Подшлифовка задней части лунки под этот замок на штоке включения ЗМ позволила исключить это "цепляние" и добиться лёгкости ходов штоков.
Но ни в коей мере не способствовала предотвращению самовыключения, так как при включенной ПП держит шток вилки включения ЗМ, предотвращая отключение переднего моста, тот же замок, упираясь в ПЕРЕДНЮЮ часть лунки на штоке. А она оказывается раззазорена и позволяет сдёрнуть шток с фиксатора и оттянуть назад на те самые лишние 1-2 мм.
И если муфта включения и так наползает на свой венец всего миллиметра на три, то минус эти 1-2 мм - и эту муфту уже ничего не стоит отжать на оставшиеся 1-2 мм, чтобы её расклинило с венцом и он под нагрузкой с ударом проскочил на очередной шлиц.
Опять же ради чистоты эксперимента я не стал рихтовать вилку муфты включения ЗМ, а сдвинул назад по вторичному валу КПП сам зубчатый венец включения ЗМ вместе с его блоком шестерен понижайки на 3 мм (подложив между ним и роликоподшипником КПП ещё одну "чебурашку").
Правда, венец при этом всё же стал цеплять за ступицу муфты включения ЗМ - пришлось малость подшлифовать болгаркой их торцы на тот же конус.
Также пришлось дополнительно подложить миллиметровую шайбу под ведущую шестерёнку ПП на промвалике КПП (иначе с неё сползала ведомая шестерня, грозя покоцать стопорную шайбу гайки промвалика) и наварить на вилку включения ПП спереди такой же упор, как и на вилку включения ЗМ при устройстве своего «замка» (чтобы в своём переднем положении на фиксаторе вилка уже упиралась в картер и не позволяла отжать себя рычагом за фиксатор, так как зазор между блоками шестерен в этом положении оказывался выбран до минимума и при отжиме штока за фиксатор начинали скоблить друг об друга).
Минусом такого варианта было и то, что при включении ПП подвижный блок шестерен теперь сначала упирался в венец муфты включения ЗМ и только потом в венец блока шестерен на вторичном валу.
То есть при упоре первой пары шестерен зуб в зуб взаимно провернуть их для ввода в зацепление, чуть отпустив педаль сцепления, уже не получалось. Правда, как потом оказалось, на практике заметных проблем при включении ПП это не создавало.
Вчера наконец удалось немного полазить по местному карьерчику на понижайке - дефект действительно пропал, никакого намёка на это «выбивание ПП» под нагрузкой, при которой ранее передачу уже точно «срывало».
В общем, если «замок на понижайку» по моей схеме устроен, а передачу всё равно «вышибает», и при этом рычаг включения ПП остаётся в том же включенном положении, то есть смысл проверить муфту ЗМ на полноту включения и то, насколько можно оттянуть назад вилку этой муфты при включенной понижайке.
Если наблюдается то, что я описывал выше, то на самом деле под нагрузкой вышибает не ПП, а передний мост.
Причём, как прикол, пытаться предотвратить это, отжимая рычаг включения ПП рукой вперёд, не только бесполезно, но и вредно, так как это позволяет вслед за вилкой включения ПП дополнительно отжаться назад и вилке включения ЗМ, увеличивая вероятность появления дефекта.
По логике, в такой ситуации, поставив рычаг после включения ПП на замок (когда он отжимается влево, входя враспор между вилками), есть смысл наоборот – тянуть его на себя, подпирая вилку включения ЗМ! А при переборке КПП есть смысл тем или иным способом добиться того, чтобы при включении ЗМ шлицевая муфта начинала входить в зацепление с венцом на вторичном вале КПП уже через 2-3 мм своего хода. Тогда это «вышибание понижайки» должно пропасть окончательно.
Опять же, теперь понятно, что происходит в КПП, если дополнительного замка на понижайку нет, её вышибает под нагрузкой, водитель пытается предотвратить это, с силой удерживая рычаг рукой в крайнем переднем положении... а её всё равно вышибает, только уже без отбрасывания рычага назад.
Алексей.
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее