Поломка полуоси.

11 августа 2021
51
В позапрошлые выходные имел занятный опыт с поломкой передней полуоси. Вот, едва ли не единственное, что никогда у меня не встречалось - чтобы с самой передней полуосью что-то произошло.
Задние скручивало под нагрузкой на какой-то угол, гнуло, но с передними никогда ничего не случалось.
Надо было в Тульскую область прокатиться с прицепом. общая нагрузка, конечно, очень приличная была - автопоезд за 2 тонны получался - но само разрушение полуоси носило чисто усталостный характер, так что так просто совпало.
Вскоре после выезда при толкотне в пробке на МКАД при ускорении спереди снизу вдруг раздалось характерное "Бынь!" с пропаданием тяги.
Первая мысль - срезало первичный валик одного из передних КР, чего не случалось у меня уже очень давно. Подключаю задний привод - едет. Ну, сразу не загрохотало, значит, обломок с карданом из редуктора не вытолкало - еду дальше.
Пока не загремит такая поломка это даже не повод для остановки, а сухо и дождя не ожидается - там на площадке хватит и заднего привода.
Ехал, правда, уже небыстро - километров 60-70 в час, стараясь не растрясти подвеску и не особо грузить задний редуктор. Посторонних стуков вроде нет и ладно - бывало, этот обломок с карданом так завальцовывало на подшипнике, что потом проблема выбить была. Так проехал сотню километров, добрался до места.
Остановился у местного магазинчика, заглушил движок, отошел на несколько минут. Возвращаюсь - под машиной лужа масла и прям струйкой течет откуда-то спереди справа от коробки передач, явно с чехла полуоси.
Ну, пока оно вытекает проехал оставшийся километр, залез под машину глянуть что там. А ни одна из передних полуосей и не думает вращаться. Зато передняя правая со стороны механизма блокировки дифференциала свободно болтается на чехле, внутри явно отвязанная.
Удачная поломка в том смысле, что сломайся полуось не внутри коробки передач - сразу бы загремела. А так за сотню километров лишь одну из гофр чехла по внутреннему диаметру на небольшом участке снизу разодрало болтающимся в полуосевой шестерне обломком полуоси с сухарями, от чего и вытекло масло.
Причем, именно на остановке - вращающиеся шестеренки перестали разбрасывать масло, оно стекло со стенок вниз, уровень его поднялся и остатки масла начали вытекать через прореху в чехле наружу.
Ну, разгрузились, надо обратно ехать. Прицеп оставили, чтобы поменьше грузить коробку передач. Залил в неё при работающем двигателе имевшиеся поллитра трансмиссионки (чтобы хоть блок шестерен 1-2 передач сразу намотал какую-то его часть на себя, не давая вытекать) и потихоньку поехали обратно, с той же скоростью.
Нормально добрались. Когда наконец приехали, масло с чехла уже не капало и при заглушенном двигателе. Сразу слил его остаток (вышло около 0,95л) и снял остатки плуоси с чехлом.
Излом оказался аккурат в месте, где тело полуоси со стороны коробки передач начинает переходить в утолщение под подшипник с манжетой полуосевого чехла, а дыра в нем явно именно прокорябана вращающимися обломками полуоси. Поменял, машина опять на ходу.
Выводов три.
1. Не знаю, просто повезло или так и задумывалось, но место излома как и в случае с первичным валиком КР тоже словно запрограммировано на обеспечение максимальной живучести автомобиля. Но дефект сам по себе редчайший.
2. За сотню километров пробега с такой поломкой полуосевой чехол точно продерет до дыры и большая часть масла вытечет наружу.
Потому если приходится ехать дальше, то лучше это делать без остановок и не глуша на них двигатель - дольше останетесь с маслом. Его остаток же вполне достаточный, чтобы при неспешной езде не повредить коробку передач.
3. Был вариант поменять полуось там же на месте, сняв её (с оказией) с нерабочей машины соседа по участку, но не хотелось наспех делать двойную работу, да ещё на ночь глядя.
Потом понял, что правильно сделал, что не стал там менять. Имея лишь немного масла на доливку и не зная, сколько осталось в коробке, на этих остатках масла можно было рассчитывать не убить на обратном пути саму коробку передач (на крайняк двигаясь на низших передачах, точно достающих до масла), но обеспечить нормальную работу ещё и главной передачи с полуосевыми сухарями - вряд ли.
Случайный опыт езды с полностью вытекшим из коробки передач маслом (трещина в её картере снизу) был - за сколько-то десятков километров она убивается в хлам до клина двухрядного подшипника.
Хотя, конечно, езда на заднем приводе здесь не айс.
Алексей
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее