Динамометрический ключ - зачем его покупать и как выбрать
Вазовскую “классику” можно было починить при помощи набора рожковых гаечных ключей, а торцевая головка требовалась в редких случаях. Для замены колеса брали “балонный” ключ или колесный ключ крестовой формы.
Сейчас у продвинутых автолюбителей есть фирменные наборы инструмента. В них есть накидные ключи, несколько вариантов воротков и большой ассортимент торцевых головок. Если в наборе 100 и более элементов, то с его помощью можно решить почти любую задачу при любительском ремонте автомобиля.
Но у всех этих инструментов есть один существенный недостаток. Затянуть резьбу с требуемым усилием таким инструментом не получится. Почти все резьбовые соединения в автомобиле должны быть затянуты с определенным крутящим моментом.
Если его превысить можно повредить болт или резьбу, если недотянуть соединение может быть не герметичным. В крайнем случае резьба ослабнет и перестанет держать деталь.
Чтобы этого не происходило используют динамометрические ключи. Обычно они выполнены в виде воротка под один из стандартных “квадратов”. Какими бывают такие ключи и как выбрать подходящий под свои задачи я сейчас и расскажу.
А ещё:
- какие бывают типы механизмов динамометрических ключей
- характеристики
- важные особенности конструкции
- как выбрать ключ для любительского использования
Типы механизмов динамометрических ключей
Не существует какого-то одного универсального динамометрического ключа. В зависимости от вида работ и частоты использования, а также личных предпочтений можно выбрать один из трех вариантов механизма.
1. Щелчковый.
Это более простой тип ключа, его еще называют аналоговым и ключом предельного типа. Принцип его работы прост. С помощью поворотного регулятора вы выставляете нужное значение момента затяжки. Когда при работе он достигнут динамометрический механизм размыкается, слышно громкий щелчок.
Рукой вы это тоже почувствуете. Стандартная погрешность при затяжке по часовой стрелке не превышает 4%, против часовой - не более 6%.
Ключи щелчкового типа, которые вы можете купить в России, обычно имеют шкалку-регулятор в ньютон-метрах (Hm)
Главное преимущество таких ключей - цена. Их конструкция проще, а значит и дешевле.
2. Цифровой.
Часто его называют электронным, это один и тот же динамометрический ключ. Его принцип работы отличается незначительно - при достижении выставленного на экране момента появляется световая индикация и звучит зуммер.
У таких ключей электронная система измерения момента и погрешность затяжки значительно меньше, около 1% в обе стороны. Важная особенность это возможность выбирать единицы измерения.
Особенно это актуально при ремонте американских автомобилей, вы всегда сможете переключить измеряемый момент с килограммов на метр на фунты на дюйм.
Другими полезными опциями могут быть сбор статистики, память настроек и даже учет температуры внешней среды для более точных измерений.
Основной недостаток таких ключей - их цена, цифровые модели заметно дороже щелчковых аналогов той же фирмы.
3. Торсионный. Не самый распространенный, но все же встречающийся тип ключей. Он работает за счет изгиба рукоятки, а момент затяжки отображается стрелкой на шкале. У ключей такого типа самая большая погрешность, от 5% до 20%.
Зато такой ключ одинакового эффективен при работе в обе стороны. А еще из-за большой шкалы им не всегда удобно пользоваться, это дополнительное ограничение при работе.
Но зато это самый дешевый тип ключей, а его диапазон работы может быть от 0 до 300 H*m
Характеристики
Тип исполнения.
Динамометрические ключи могут быть профессиональными и промышленными. Отдельно любительских не бывает, не пытайтесь их искать. Основное отличие - в количестве срабатываний. Профессиональные модели это 5000 затяжек, а индустриальные выдерживают 50000. Много это или мало?
Давайте посчитаем на примере шиномонтажа, ведь колесные болты тоже нужно затягивать с определенным усилием. В среднем у автомобиля 20 колесных болтов или гаек, а значит даже профессионального ключа хватит на 250 автомобилей.
Важно понимать, что при превышении ресурса ключ не сломается, но его погрешность в измерениях может быть выше паспортной. Но даже ключ с большей погрешностью лучше, чем долбежка пневматическим пистолетом в плохом шиномонтаже.
Для авторемонта можно выбрать профессиональную модель. Индустриальные ключи больше подойдут для работы в производственных цехах и на сборочных линиях. А стоят они намного дороже.
Диапазон измерений.
У каждого ключа есть ограничения по минимальному и максимальному моменту затяжки. Если вы используете только один момент затяжки в какой-то стандартной операции рекомендую присмотреться к моделями без регулировки.
У такого динамометрического ключа предустановленный момент затяжки и он прослужит дольше, чем его щелчковый или цифровой аналог.
Для любительского использования можно выбрать ключ с максимально широким диапазоном, например 5-110 Hm.
Но если максимальный момент нужен больше, то придется покупать еще один ключ, например 80-400 Hm
Существуют даже модели с удлинителями, они используются при ремонте тяжелой техники - усилие такого ключа может быть до 3000 Hm.
Направление работы.
В редких случаях можно встретить в продаже односторонний ключ. Обычно динамометрические ключи работают в обе стороны вращения, но с разной погрешностью по моменту затяжки. У них есть флажковый переключатель как у обычной трещотки.
Но при точном производстве важен сертификат, а у большинства двусторонних моделей он есть только на работу с правой резьбой. В промышленном производстве это может быть критично. Если часто работаете с левыми резьбами, то уточняйте отдельно погрешность при таком затягивании.
Конструкция. Самое заметное отличие - материал рукоятки ключа. Она может быть выполнена из резины или подобного материала. При выборе ключа для ремонта машины лучше уточнить бензомаслостойкость материала ручки.
Бывают и ключи с металлической рукояткой, но тогда часть для хвата обязательно должна быть рифленой. Если планируете много работать динамометрическим ключом обращайте на удобство хвата особое внимание.
Материал корпуса профессиональных ключей - сталь.
Редкие и дорогие индустриальные модели выполнены из алюминия, но вы вряд ли решитесь купить такой для своего гаража.
Шкала для регулировки усилия может быть “оконного” типа или внешней с лазерной гравировкой. Обращайте внимание на читаемость при плохом освещении, работать ключом в идеальных условиях получается не всегда.
Головка динамометрического ключа это обычно трещоточный механизм со стандартным квадратом. У продвинутых моделей может быть и разъем для сменных насадок, это увеличивает функциональность ключа. Под трещетку подойдут любые головки подходящего типа, покупать их отдельно не требуется.
Если на ключ предусмотрены насадки, то важно использовать только оригинальные от этого же ключа. С аксессуарами от других моделей и фирм точность показаний затяжки может снижаться.
Как выбрать динамометрический ключ
Если вы часто ремонтируете автомобиль своими силами и хотите делать это на более профессиональном уровне, то рано или поздно вы захотите купить динамометрический ключ.
Даже колесные гайки и болты нужно затягивать не просто изо всех сил, а с определенным усилием. Также и при замене свечей, требуемый момент затяжки часто указан на их упаковке.
Чтобы не переплачивать за лишний функционал перед покупкой ключа подумайте:
- в каких единицах измерения указан момент в технической документации к вашей машине
- важна ли вам работа с левой резьбой
- какой принцип действия ключа будет вам удобнее - щелчковый или с электрической шкалой
Обычно для использования в гараже покупают ключ без сменных насадок под квадрат ½’ или ¾”. Для моментов меньше 40 H*m подойдут и ключи с квадратами ¼” или ⅜”.
“В хозяйстве пригодится” - гусеничный вездеход Мотолыга и его особенности
Модели автомобилей редко проводят на конвейере больше 10 лет. Машины морально устаревают и их не спасти никаким рестайлингами. Но со специальной техникой ситуация совсем иная. На нее не влияет мода и...
Pirelli CINTURATO P1 Verde
Хочу с вами поделиться своим мнением о шинах Pirelli. Я выбирал летние покрышки всю прошлую зиму. Отзывы изучал, читал обзоры и тесты. Сначала ломал голову над размером - остаться на заводском 185/65/...
Дата выпуска автомобильных аккумуляторов
Почему она важна и как в ней разобраться О том, как выбрать новый аккумулятор для своей машины написано много. Каждый может потратить минут 30 в гугле или посмотреть несколько роликов на ютубе и начат...
Коврики EVA - разбираемся в противоречиях
Найти машину без салонных ковриков практически невозможно. Даже у самых аккуратных водителей покрытие пола без защиты ковриками быстро забьется грязью и будет выглядеть ужасно. Ухаживать за обшивкой п...
Пожалуй, самая важная прокладка в автомобиле - прокладка ГБЦ
Блок цилиндров и его головка - две главные части любого двигателя внутреннего сгорания. Для их герметичного соединения служит прокладка, ее полное название - “прокладка Головки Блока Цилиндров” или со...
Что делать если стартер щелкает, но не заводит машину и как найти неисправность
Обычно водитель знает зачем нужен стартер. При запуске двигателя он вращает маховик, прокручивается коленвал и мотор начинает работать. Но, как и любой агрегат в машине, он может сломаться. Однажды пр...
#Ремонт
Автомобильные номера особых цветов
В потоке машин водители часто видят автомобили с номерными знаками необычных цветов. В интернете много статей на эту тему, но всю информацию в одном месте найти сложно. Можно встретить и заметки с отк...
Моторные масла ZIC
Актуальность темы моторного масла с годами только растет. Это обсуждение всегда вызывало ожесточенные споры на форумах и в чатах. Сейчас к привычному “какое лучше” добавилось вынужденное “как купить н...
#ТО