Как заменить цепь ГРМ на Ниве 21213 с карбюраторным двигателем: пошаговая инструкция
Недавно столкнулся с тем, что моя старенькая Нива начала издавать странные звуки со стороны двигателя — характерный дребезг при работе. Сразу понял, что пришло время менять цепь ГРМ. Раньше я уже менял её, поэтому хочу поделиться своим опытом.
Дело это серьезное, ведь ошибка может стоить клапанов и поршней, но если делать аккуратно, то это вполне решаемая задача в гаражных условиях.
Когда нужна замена цепи?
Первый признак — тот самый дребезжащий звук со стороны передней крышки. Обычно он появляется при запуске холодного двигателя, а потом стихает, когда цепь натягивается. Со временем шум становится постоянным.
Второй признак — нестабильная работа двигателя, особенно на холостых. Если замечаете, что мотор стал хуже тянуть, а холостые "гуляют" — проверьте цепь.
На карбюраторной Ниве 21213 цепь ГРМ обычно ходит 60-80 тысяч километров, но всё зависит от стиля езды и условий эксплуатации. На моей машине она отходила 75 тысяч.
Что нужно для работы
Самое приятное, что для замены цепи нужен минимальный набор инструментов:
1. Набор ключей (особенно на 10, 13 и 17).
2. Головка на 38 мм для шкива коленвала.
3. Плоскогубцы для стопорных колец.
4. Динамометрический ключ для правильной затяжки.
5. Набор отверток.
6. Молоток и выколотка (лучше медная).
И конечно, нужны запчасти: сама цепь, натяжитель, успокоитель и желательно новые звездочки. Я обычно покупаю всё это в комплекте. Из отечественных производителей неплохо себя зарекомендовали "ЗиТ" и "Прамо", а из импортных — Dayco.
Порядок работы
1. Начинаем с подготовки. Отключаем аккумулятор, сливаем охлаждающую жидкость (она будет течь, когда снимем помпу), снимаем вентилятор охлаждения для удобства.
2. Далее снимаем клапанную крышку и крышку маслозаливной горловины. Откручиваем шкив коленвала (тут как раз нужна головка на 38). С помощью накидного ключа проворачиваем коленвал до совмещения меток на шкиве и блоке. В этом положении первый цилиндр находится в ВМТ такта сжатия.
3. Затем снимаем переднюю крышку двигателя — тут много болтов, откручиваем их крест-накрест и запоминаем, откуда какой. Под крышкой открывается механизм газораспределения — цепь, звездочки и натяжитель.
4. Перед снятием старой цепи внимательно изучаем расположение меток на звездочках. На распредвале метка должна быть направлена вверх, а на коленвале — в сторону блока. Эти метки должны находиться на одной вертикальной линии и точно совпадать с черным звеном цепи (в новых цепях оно обычно окрашено).
5. Снимаем натяжитель и успокоитель цепи, затем саму цепь со звездочками. Всё это хозяйство осматриваем на предмет износа. Если на звездочках видны повреждения зубьев, их однозначно меняем.
6. Устанавливаем новые звездочки, совмещая метки. Надеваем цепь, следя за тем, чтобы черное звено совпадало с метками. Ставим новый натяжитель и успокоитель. Важный момент — когда всё собрано, проверните коленвал на два полных оборота и убедитесь, что метки снова совпали. Если нет — разбирайте и ставьте заново, иначе клапаны встретятся с поршнями.
7. Собираем всё в обратной последовательности, не забываем про новые прокладки. Момент затяжки болтов крышки — 8-10 Нм, не перетягивайте!
Чего нельзя делать
За время эксплуатации Нивы я выработал несколько правил, которые помогают избежать проблем при замене цепи:
- Никогда не экономьте на прокладках. Передняя крышка может потечь, и масло будет капать на ремень генератора.
- Не перетягивайте болты крепления крышки — они легко ломаются, а высверливать их потом — то еще удовольствие.
- Не оставляйте натяжитель цепи на полном взводе до установки крышки — он может сработать и травмировать руки.
Вывод
Замена цепи ГРМ на Ниве 21213 — не самая сложная операция при наличии опыта и правильного инструмента. Весь процесс занимает около 3-4 часов при спокойной работе.
Зато после замены двигатель работает заметно тише и ровнее, а риск обрыва цепи и связанных с этим катастрофических последствий снижается до минимума.