ВАЗ-2106 «стреляет» в карбюратор: как я ищу причину хлопков
После долгого простоя, выкатил из гаража свою шестерку. Мотор завелся, но при попытке резко нажать на газ из-под капота раздался характерный глухой хлопок, как будто машина «чихнула».
Это очень специфический звук, который не спутаешь ни с чем — выстрел в карбюратор. Игнорировать такое нельзя, это верный признак того, что в работе двигателя есть серьезный сбой.
Почему это происходит? Коротко о физике
Прежде чем что-то крутить, я всегда стараюсь понять причину. «Выстрел» в карбюратор происходит, когда топливо-воздушная смесь воспламеняется не в цилиндре, а раньше — во впускном коллекторе, в тот момент, когда впускной клапан еще открыт.
Пламя от вспышки устремляется обратно, против потока, и мы слышим этот хлопок. Причин у этого явления может быть несколько, и я всегда иду от самой простой и вероятной к самой сложной.
Мой алгоритм поиска: иду от простого к сложному
За годы ковыряния в «классике» я выработал для себя четкий порядок действий, который экономит время и нервы.
1. Проверка №1: система зажигания (главный подозреваемый). В 90% случаев виновато именно оно.
• Слишком раннее зажигание. Это причина номер один. Искра подается слишком рано, когда впускной клапан еще не успел полностью закрыться. Я проверяю и выставляю угол опережения зажигания (УОЗ).
• В идеале это делается по стробоскопу, но в полевых условиях можно и «на слух», аккуратно поворачивая корпус распределителя зажигания (трамблера).
• Периферия зажигания. Если с углом все в порядке, я осматриваю всю цепь: нет ли пробоев на высоковольтных проводах, в каком состоянии свечи, нет ли трещин на крышке трамблера или прогара на контакте бегунка.
2. Проверка №2: карбюратор и топливная смесь. Вторая по популярности причина — слишком бедная смесь. Она горит медленнее, чем нужно, и процесс горения может продолжаться до момента открытия впускного клапана следующего цилиндра.
• Первым делом на карбюраторах «Озон» или «Солекс» я всегда выкручиваю электромагнитный клапан холостого хода и проверяю, не забился ли его жиклер. Забитый жиклер — классическая причина обеднения смеси.
• Также стоит проверить, нет ли где-то подсоса неучтенного воздуха через трещины в шлангах или из-под прокладок.
3. Проверка №3: клапанный механизм (если ничего не помогло). Это уже более серьезный уровень, и лезу я сюда в последнюю очередь. • Зазоры в клапанах.
Если впускной клапан «зажат» (то есть, тепловой зазор слишком маленький или отсутствует), он может не закрываться до конца.
Этого достаточно, чтобы пламя прорывалось обратно во впуск.
• Прогар впускного клапана. Самый печальный сценарий. Если клапан прогорел, он не герметичен в принципе, и хлопки будут постоянными и сильными. Проверяется это замером компрессии.
В моем случае виновником оказалось именно слишком раннее зажигание — предыдущий владелец зачем-то выкрутил трамблер «в самый плюс». Повернув его на несколько градусов в более позднее положение, я полностью избавился от хлопков.
Так что, если ваша «классика» начала «чихать», не спешите разбирать карбюратор — почти наверняка проблема кроется в зажигании.