Как создавали москвич 412
Создание модификации с более мощным и высокооборотным двигателем было предусмотрено ещё на этапе проектирования «Москвича-408», причём для истребования у государства денег на новый мотор разрабатывалась спортивная модификация автомобиля.
На практике освоение спортивного варианта «Турист» (с открытым кузовом, называемом тогда на итальянский манер «гран-туризмо») не состоялось, автомобиль даже и не получил собственного индекса, однако начатые под спортивным «соусом» разработки двигателя продолжились и к середине шестидесятых привели к появлению на свет 1,5-литрового верхневального мотора модели М-412[1].
Этот двигатель, за неимением иного, был установлен в модифицированный кузов серийного М-408, в результате чего динамические возможности автомобиля резко повысились, по сути подобравшись к объективному пределу возможностей его шасси.
Вплоть до начала выпуска «412-го» автомобили «Москвич» всегда имели по сравнению с современной им продукцией Горьковского завода несколько меньшую удельную мощность, и, соответственно, несколько меньшую максимальную скорость и несколько худшую динамику разгона.
«Москвич-412» резко выделялся из этого ряда — по удельной мощности (13,9 кг/л. с.) он выглядел значительно лучше в сравнении не только с современной ему «Волгой» ГАЗ-21 (19 кг/л. с.), но и перспективной на тот момент ГАЗ-24 (15,5 кг/л. с.).
Таких маленьких, но относительно мощных автомобилей в СССР до этого не выпускалось, что было в диковинку водителям тех лет, привыкшим к устоявшейся ещё во времена «Победы» и «400-го» «Москвича» «табели о рангах» автомобилей.[
2] Впоследствии сложившееся положение получило дальнейшее развитие в связи, с одной стороны, с отказом от серийного выпуска мощной шестицилиндровой модификации ГАЗ-24, а с другой — с появлением «люксовых» модификаций «Жигулей», ВАЗ-2103 и 2106, которые не только оставляли «Волгу» позади по динамике, но и вплотную догнали её по розничной цене и степени престижности.