Стук в руле на Ниве Шевроле: как найти и устранить люфт в рулевой колонке
Пожалуй, один из самых раздражающих звуков в автомобиле — это стук в руле. На моей Шевроле Ниве он проявлялся как отчетливый люфт с глухим стуком при покачивании руля на месте, а также при проезде мелких неровностей вроде брусчатки.
Это создает ощущение разболтанности и ненадежности всей машины. Важно сразу отличить этот стук от люфта в рулевой рейке: если руль немного поворачивается, а колеса на это не реагируют, то проблема, скорее всего, в рейке.
Если же люфт ощущается как удар «в руки» еще до начала поворота колес — виновата рулевая колонка или ее соединения.
Проверка и протяжка внутри салона
Поиски я начал с самого простого — проверки креплений рулевой колонки в салоне. Для этого нужно снять пластиковый кожух, который состоит из двух половин и крепится на нескольких саморезах снизу.
Убрав его, я получил доступ к кронштейну, на котором вся рулевая колонка крепится к поперечной балке кузова. Кронштейн притянут четырьмя болтами.
Я проверил их затяжку — в моем случае они были затянуты надежно, но бывает, что со временем они ослабевают, и это первая точка, которую стоит проверить. Если они ослаблены, их протяжка может полностью решить проблему.
Главный виновник — рулевой карданчик
В 90% случаев на Шниве источником стука является не сама колонка, а промежуточный рулевой вал, а точнее — его шарнирные соединения (карданчики). Их два: верхний, почти у педалей, и нижний — под капотом, на входе в рулевую рейку. Именно они со временем изнашиваются и начинают люфтить.
Диагностика здесь простая
1. Помощник остается в салоне и слегка покачивает руль из стороны в сторону, выбирая тот самый свободный ход, в котором слышен стук.
2. Я в это время под капотом крепко обхватываю рукой нижний карданчик.
3. Если я чувствую, что вал от руля уже поворачивается, а вал в рейку еще стоит на месте, и при этом в руке ощущается тот самый стук — виновник найден.
Для начала я попробовал подтянуть стяжные болты на обоих карданчиках. На нижнем болт был немного ослаблен. После его затяжки люфт стал заметно меньше, но не исчез полностью, что говорило о внутреннем износе самого шарнира.
В идеале, конечно, нужно менять промежуточный вал в сборе, но даже простая протяжка болтов часто дает ощутимый положительный эффект.
После этих несложных манипуляций руль стал гораздо «собраннее», пропал раздражающий стук на неровностях. Вернулось ощущение целостности и контроля над машиной. Это простая процедура, которая не требует много времени, но значительно влияет на комфорт и уверенность за рулем.