Как я настраивал сцепление на своей Ниве Шевроле
После зимы педаль сцепления у меня стала как будто ватной, да и включение передач начало вызывать вопросы — особенно задней. Сначала думал, что просто из-за морозов всё подтупливает, но когда температура пошла вверх, а проблема осталась, пришлось лезть разбираться самому.
У меня Нива Шевроле 2011 года, пробег уже далеко за сотню, так что любые мелочи сразу ощущаются. Решил не тянуть и проверить, не нужно ли отрегулировать сцепление. Под рукой нашёл описание процесса и полез под машину.
Подготовка к работе
1. Убедился, что машина остыла.
2. Поддомкратил переднюю часть и поставил на опоры — чтобы можно было без напряга залезть снизу.
3. Взял ключи на 13 и 17, WD-шку и фонарик.
Где находится регулировка
На Ниве Шевроле стоит гидропривод сцепления, но при этом есть возможность подрегулировать толкатель штока главного цилиндра. Он как раз и влияет на свободный ход педали. Доступ к нему есть из подкапотного пространства — возле педали сцепления, через моторный щит.
Регулировка педали
Я действовал по следующей схеме:
1) Замерил свободный ход педали. В норме он должен быть около 130-145 мм от пола. У меня было больше — почти 160.
2) Подлез к толкателю главного цилиндра, он там на резьбе и с контргайкой.
3) Ослабил контргайку, после чего немного укоротил шток — буквально на пол-оборота. Делать это надо аккуратно: если перестараться, можно добиться эффекта, когда сцепление "буксует".
4) Затянул контргайку обратно.
5) Проверил ход педали — стал около 140 мм. Уже нормально.
6) Потом сел в машину и проверил включение всех передач на заглушенном двигателе, потом и на заведённом — всё стало легче, задняя включалась без скрежета.
Ещё одна проверка
Чтобы убедиться, что сцепление полностью выключается, делаю тест на ровной поверхности:
— Завожу мотор.
— Выжимаю сцепление.
— Втыкаю передачу.
— Медленно отпускаю педаль, наблюдая за моментом схватывания.
Если машина начинает трогаться, когда педаль почти полностью отпущена — значит, всё в порядке. У меня так и было после регулировки.
На что обратить внимание
Из личного опыта вот какие моменты считаю важными:
• Если педаль совсем ушла вниз и не возвращается — проверь главный и рабочий цилиндры. Возможно, течь. У меня в прошлом году была такая история с рабочим — потёк, заменил.
• Не путайте регулировку свободного хода с проблемами корзины или диска сцепления. Если регулировка не помогает, а передачи всё равно хрустят — дело может быть в износе.
• Если сцепление «ведёт» — машина начинает трогаться без отпуска педали — возможно, шток отрегулирован слишком сильно. В этом случае надо его немного выкрутить обратно.
• Один раз я допустил ошибку — затянул контргайку не до конца. Вибрации раскрутили её, и педаль «убежала» почти в пол. Потом заново выставлял всё.
Потратил на всё около часа, из которых большая часть — это поиск удобного положения, чтобы подлезть к штоку. Сам процесс несложный, если руки откуда надо и есть терпение.
Мне удалось добиться мягкой педали и точного включения передач — особенно это заметно на старте и при парковке.