УАЗ 3909 Фермер. Мой железный друг

3.2
22 сентября 2024
3 493


Привет всем! Решил поделиться своим опытом владения УАЗ 39099, который в народе прозвали "Фермером", "Батоном", "Таблеткой" - вариантов много. Моя модификация отличается от обычной "санитарки" наличием перегородки между грузовым и пассажирским отсеками, где с комфортом размещаются 7 человек, включая водителя.

В 2003 или 2004 году (уже не помню точно) появилась возможность приобрести машину на работу. Требования были просты: вместительный салон, проходимость (часто приходится ездить по лесам) и, конечно, доступная цена. Выбор был невелик, и пал он на УАЗ.

На нем я набирал свой первый водительский стаж, и, поверьте, год за два! О комфорте говорить не приходится - разработчики нашей военной техники явно о нем не думали. Но кое-какие удобства все же есть: передние сиденья самолетного типа с подголовниками, две печки, опускающиеся полностью окна (в отличие от "козликов") и столик позади двигателя (правда, впоследствии его убрали из-за громоздкости и дребезжания).

Движок стосильный, карбюраторный, тянет очень неплохо. В молодости, наполовину груженый, он мог разгоняться в горку на четвертой передаче! Коробка традиционно - первые две передачи втыкаются с трудом. Очень хорошо отзывается на двойной выжим. Всего четыре скорости, поэтому при 100-110 км/ч двигатель ревет как сумасшедший. К сожалению, тахометра нет, чтобы определить его частоту вращения.

Наша "таблетка" эксплуатируется в следующем режиме: 70% трасса, 15% город, 15% полевые и проселочные дороги. На трассе "Фермер" неплох, особенно в сравнении с "козликом". При отсутствии сильного бокового ветра крейсерская скорость около 100 км/ч. Разгонял до 130 - стрелка уровня топлива начала двигаться на глазах! 100 км/ч - самый оптимальный вариант.

Конечно, рулится не двумя пальчиками, а двумя руками, постоянно приходится ловить машину из-за люфта руля. Но тем не менее. При сильном боковом ветре больше 80 км/ч ехать опасно, чувствуется, что машина идет боком.

Не поверите, но машина весит всего 1800 кг! 100-200 кг груза на заднюю ось добавляют комфорта, машина становится мягче. Чем больше грузишь, тем мягче она становится, но при нагрузке более 500 кг падает приемистость и валкость при маневрах увеличивается.

В салоне на трассе царит многоголосие: шум встречного потока, рев двигателя, гул трансмиссии и дребезжание задней перегородки. Голова к вечеру становится квадратной! Но при этом сидеть удобно, спина не затекает.

На трассе ближний свет справляется неплохо, а дальний вообще огонь! По расходу: в среднем получается 15-16 литров на сотню. Загрузка практически не влияет на этот показатель, а вот скорость - существенно увеличивает расход.

В городе "Фермер" - явно не в своей тарелке! Руль без гидроусилителя, угол поворота колес смешной, габариты и обзорность - хе-хе! Парковаться - полная засада! Зато зимой можно просто плюхнуться в сугроб.

Летом в городе на нем - врагу не пожелаешь! Машина раскаляется как сковородка, а двигатель внутри так и норовит перегреться.

Теперь о сладком - те 15% дорог и мест, из-за которых мы взяли именно этот автомобиль. Работаем мы в основном по лесам Новосибирской области. Поэтому приходится передвигаться в условиях лесостепи и солончаков в любую погоду.

В дождь на шоссейке вел себя хуже, чем переднеприводная легковушка. Чувствуется сильная несбалансированность по распределению массы. При подключении передка все меняется! Гребет - мама не горюй! Но из-за шоссейки часто приходилось преодолевать препятствия ходом. По грязи - нормально, а вот если лужа - то главное дотянуть до берега, пока не заглох из-за забрызганного трамблера.

Помню, нужно было объезжать ремонт дороги по неплохому месеву. Один местный на "копейке" проехал метров 200-300 и усе… Мы подхватили его на трос и ехали по этому "объезду" 8 км!! Поведение машины не изменилось ни на грамм. Смотрел только, чтобы не потерять "копейку" в очередной луже.

На горном Алтае тоже ездили по лесам, были места, на которые страшно было смотреть, но проезжал! Еще припоминаю, как с дачи вывозил барахло, поехал по короткой дороге, а там бугор метра 2 высотой, после дождя, конечно. Подождал, пока его TLK80 пытался взять - не смог, проезжая мимо, сказал бесполезно… но мы же русские, твою мать! За родину за…. с третьего раза взял, только мама вот сзади была не естественного цвета.

В общем, за весь мой опыт поездок на "Фермере" я ни разу не сталкивался с местами, которые тут на сайте выкладывают любители оффроуда. Разок даже передвигались в полном отсутствие дорог по GPS, но такого не встречали. В нашем регионе такие места надо еще поискать.

Тем не менее, стало напрягать, что на таком вездеходе вынуждены летать по лужам, а не ползать. В прошлом году поставили резину от военных УАЗов. Она, конечно, не профессиональная, но для наших целей - более чем! Во-первых, зубастая, во-вторых, добавилось клиренса, в-третьих, очень бюджетная! И ко всему - поведение на трассе ничуть не изменилось.

Теперь включаем передок раза в два реже! Реально проезжаем грязь на заднице, куда бы я раньше без передка не сунулся. Понижайкой практически не пользуемся - нужна реально для гор и пейзажей, которые выкладывают любители говен. Она превращает УАЗ в трактор, а нам это практически без надобности.

А вот блокировочки на нем не хватает! Особенно зимой, можно легко попасть, буксанув на снегу - дальше начинает маслать одно колесо по обледенелой корке. На заснеженной дороге, по которой ездили в основном УРАЛы, меня бросило в сторону в сугроб, а вот выехать я сам не смог. Мне чудом повезло, что там же скребся прадик, который меня и вытащил. Если бы была блокировка, думаю, выскочил бы сам.

На той же "Ниве", например, есть… Правда, если УАЗик сделать полноприводным фултайм, как "Ниву", то это застрелиться! У него распределение вращательного момента как-то неравномерно происходит. Разок при равномерном движении со скоростью 30 км/ч на гололеде меня на полном приводе развернуло на 180 градусов, благо на встречку никто не ехал.

В грязи и на сырой полевой дороге, когда идешь под 60 такого вроде нет. Но гололед тогда был не хуже, чем на катке! Короче, последние годы "Фермер" ездит только весну-осень, во избежание эксцессов. Да и холодно ногам в нем - дует изо всех щелей.

Еще неприятный момент - из-за маленькой массы им не очень хорошо получается дергать застрявшие машины. Мелочь нормально, а вот покрупнее… Как-то юлозил вокруг грузовичка зимой, а тот даже не сдвинулся.

В целом, по проходимости "Фермер" меня устраивает. За весь мой опыт нас вытягивали машиной только один раз.

Теперь о эксплуатационном геморрое.

За 70-80 тысяч километров поменяли на нем все, что можно, и не один раз! Сначала по гарантии радиатор и сняли муфту привода вентелятора на радиатор - машина стала греться поменьше. Потом еще что-то по мелочи, а потом началось: бесконечные катушки зажигания, тросик спидометра, который убил и сам спидометр, замена колец на поршнях, стартер, бесконечные пластиковые мясорубки, механизм стеклоподъемника, амортизаторы, что-то со второй печкой, постоянно карбюратор парит мозг своим подтеканием, второй вентилятор с тумблером принудительного привода, что-то в переднем мосту, задний кардан, рулевые наконечники, усиление кузова. Венцом всему был отгоревший глушитель и начавшие гнить пороги. Скорее всего, еще половину не вспомнил.

В общем, эксплуатация на 90% заменяет женщину.

Но с другой стороны, подойдя к проблеме замены авто, я не вижу особых альтернатив: все высокопроходимые микроавтобусы (Delica, Starex и пр.) по габаритам и вместительности существенно уступают "Фермеру".

В него можно впихнуть столько, сколько в Delica, только еще посадить 7 человек! А более габаритные японские собратья не могут гарантировать, что доставят нас по месту назначения. И ценник уже как на два УАЗика минимум.

Похоже, нас ждет та же участь. Остается только уповать на совесть УАЗовцев, которые продолжают забивать болты молотком и все им не почем!

Ладно, это уже лирика. По существу, данный агрегат неплохо справляется с трассой и бездорожьем и абсолютно не пригоден для города. И он очень вместительный! Для нас это важно, поэтому считаю, что с задачами своими он справляется на заслуженные 3+.

Остальные 1,5 прощаются ему из-за любви к нему и тех позитивных эмоций, которые он дает тебе при виде какого-нибудь г..на! Улыбка до ушей, передок, вторая… и ты МУЖИК!

Кстати, всем охотникам и рыболовам очень рекомендую именно эту модель. Во-первых, места в салоне вагон, если ехать далеко, то вчетвером-пятером не напрягает; во-вторых, если место охоты/рыбалки далеко и до него много ехать по трассе, то "почувствуйте разницу" в комфорте по сравнению с "козликом"! В-третьих, огромное грузовое отделение для мяса и пр. В-четвертых, великолепный столик, умещающий за собой на сидушках 5-рых человек! Расход не на много больше. А главное - не сильно проигрывает по проходимости стоковому бобику.

Всем удачи на дорогах и без них.

P.S. К сожалению, в реалиях, когда попадались мегаговна, было не до фотоаппарата. Но даже хоть и они с виду не очень, поверьте, например, паркетнику там делать нечего!
3,2
Оценка автора
Внешний вид
Комфорт
Безопасность
Ходовые качества
Надёжность
Плюсы
Проходимость, Стоимость обслуживания, Цена
Минусы
Управляемость, Динамика, Комфорт
Все плюсы и минусы модели
Владею 2-3 года
8
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее