Honda XR650L - правда и вымыслы.

3.6
24 марта 2021
10 132
До этого у меня еще не было мотоцикла, оставившего о себе столь неоднозначное впечатление. За шесть лет эксплуатации XR650L стал "вторыми ногами" - мотик оказался настолько дружелюбным, удобным и подходящим под мои массо-габаритные характеристики, что теперь, после его продажи, нет уверенности, что найдется аппарат этого класса, способный полноценно его заменить. Но, по ряду именно конструктивных причин, пришлось искать ему замену - главным образом, по причине его непригодности для многодневного туризма с большими пробегами и требованиям к автономности. Постараюсь объективно изложить вкратце эти причины, так как нормального технического описания долговременного опыта эксплуатации этого мотоцикла в русскоязычном интернете я не нашел, а в лирике мотоблогеров и прочих, зарабатывающих в мототеме, полезной информации, как обычно - ноль. Надеюсь, написанное ниже кому-то поможет сделать правильный выбор.
Итак - двигатель: самая главная и серьезная проблема этого мотоцикла, начиная с откровенных конструкторских ляпов, допущенных при его проектировании, и заканчивая ресурсом, который не превышает 30-35 ткм (если судить по пяти аналогичным мотоциклам моих знакомых и друзей). Как известно, на данном мотоцикле отсутствует система охлаждения масла, в отличие от "младших" XR 250-400, что приводит при движении с низкой скоростью к перегреву двигателя. Конструкторы, дабы этого избежать, поставили на бак уши-нагнетатели, призванные улучшить обдув головки и боковых стенок цилиндра. При снятии или поломке ушей головка будет перегреваться со стопроцентной вероятностью при длительном движении на первой-второй скорости. Те же проблемы возникнут и при установке увеличенного бака. Перегрев не проявляется в виде характерных признаков, как то: звона клапанов, пропадании тяги двигателя, а только в виде роста температуры масла свыше 140-160С и угара масла на стержнях клапанов и на кольцах, с появлением дыма из выхлопной трубы, который можно легко не заметить. Итогом такого перегрева является задубение маслосъемных колпачков и попадание по стержням клапанов излишнего количества масла в цилиндр, что быстро приводит к залеганию колец и к исчезновению компрессии, вплоть до невозможности запуска даже с помощью эфира. Поэтому градусник - это единственный прибор, на который нужно ориентироваться при движении на данном мото - при превышении максимальной рабочей температуры масла нужно немедленно сбрасывать скорость или останавливаться и остывать, иначе потеряете компрессию, ибо достаточно хорошо перегреться один раз. Таким образом, первый и самый необходимый прибор, которым вам необходимо будет приобрести, это маслощуп с градусником. Вариант из серии "дорого-богато" - приобрести готовый маслощуп XROnly от Honda XR650R, и проградуировать на нем риски уровня масла по родному щупу. Американский градусник проградуирован в фаренгейтах, поэтому лучше нанести на циферблат хорошо заметную метку рабочей температуры масла. Что касается конструктивных недостатков двигателя - система смазки в случае отказа маслянных насосов никак не сигнализирует об этом, вплоть до полного сталинграда, так как вы не сможете в этом случае ориентироваться по температуре масла, ибо оно не будет закачиваться в маслораму. Давление масла так же может исчезнуть в случае потери герметичности маленького сальника в правой боковой крышке двигателя, уплотняющего масляную магистраль, потери герметичности многочисленных уплотняющих колец магистрали масляного насоса, в случае засорения продуктами износа двигателя сетчатого фильтра маслорамы, а в головке давление масла в распредвале удерживается (внимание!) - ничем не зафиксированным обычным боковым уплотнением подшипника, в случае его выпадания в картер или потери его герметичности давления масла в головке не будет. Отдельных дифирамбов стоит наружный монтаж масляной магистрали клапанной группы, трубки которой легко повредить при падении. Вообщем, система смазки этого двигателя требует ежегодной и весьма затратной ревизии. Рекомендуемый ресурс масляного насоса - 16-20 ткм. Автоматический декомпрессор и натяжитель цепи ГРМ - головная боль. Из-за перегрева часто прогорают седла клапанов и сами тарелки клапанов, что ведет к замене клапанов и перепрессовке седел. Замена масла, даже на синтетике 20W50 - максимум каждые 3000 км. Так что "простота" и "надежность" этого двигателя вряд ли позволят вам полноценно использовать данный мотоцикл для дальних поездок, или нужно серьезно вкладываться в доработки, ревизии, наварку ребер охлаждения на головку и в установку маслорадиатора.
Весь этот мотоцикл - не очень удачная попытка переделать выдающийся для своего времени раллийный XR600R под нужды "двойного назначения" - рама из хром-молибденовой стали, призванная работать на изгиб и кручение при движении с максимальной скоростью по пересеченной местности и которая, по большому счету, является элементом подвески, совершенно не годится для туристических нужд, т.к. при загрузке багажом рама трескается и нуждается в доработках - отпуске аргоно-дуговой сваркой мест стыков хвостовых труб с последующим усилением уголками. Из-за установки электростартера конструкторам пришлось немного изменить крепление моноамортизатора, который на оригинальном мотоцикле с кик-стартером был расположен вертикально и соединялся с рамой и прогрессией с помощью надежных роликовых подшипников. В XR650L амортизатор расположен под углом к продольной плоскости и крепится на сферических подшипниках скольжения - ресурс которых при активной езде по пересеченке до появления характерного стука - максимум пол-сезона, при их весьма немаленькой стоимости. На этом мотоцикле, опять же, из-за его спортивных корней, используется жесткая связь между вторичным валом КПП и задним колесом, т.е. колесного демпфера нет. Ведет это к быстро прогрессирующему износу шлицов вторичного вала КПП, из-за ударных нагрузок мощной одностволки быстро умирают звезды, слайдеры маятника, цепь и спицы заднего колеса. Не лечится ничем, хотя установка более широкой ведущей звезды от Honda XR650R немного продляет жизнь шлицам вторичного вала. Конические рулевые подшипники - только оригинал, как и подшипники скольжения амортизатора - конструкторы хонды вообще любят взять стандартный машиностроительный подшипник, немного изменить его конструкцию и прилепить к названию какой-нибудь индекс, что часто приводит к тому, что не изучив вопрос, люди заказывают стандартный подшипник, а он оказывается полностью непригодным. Например, в оригинальных хондовских рулевых подшипниках на XR650L внутренний посадочный диаметр больше стандартного машиностроительного подшипника 32005 и роликов на два больше при их меньшем размере)) В остальном ходовая часть мотоцикла не вызывает нареканий, и не требует слишком частого обслуживания, доработок и вложений. О хорошем - аппарат прекрасно рулится и отлично сбалансирован, обладает меньшим весом и лучшей тягой на низах по сравнению с одноклассниками, обладает просто гигантскими ходами подвесок, которые легко настроить под любые нужды. Вилка, вопреки общепринятому мнению, достаточно жесткая на кручение, и мне, после падений и ударов, ни разу не приходилось править перья в траверсах. Карбюратор легко допиливается под требуемые кондиции, комплект жиклеров продается на алиэкспрессе и подбирается индивидуально, по езде. КПП - надежнейшая, безотказная с четкими переключениями. Электрика проста, как грабли и не вызывает проблем, за исключением блока CDI, в котором, по слухам, выходит из строя некая электрическая часть, отвечающая за запуск прогретого двигателя , и этот недостаток мне побороть не удалось - аппарат в течении всего срока эксплуатации периодически отказывался нормально запускаться на горячую. Оригинальный стартер так же откровенно слабоват, но можно его заменить на более мощный, возможно, это улучшит запуск. Штатный свет - весьма "так себе", но легко может быть заменен на светодиодную фару от грузовиков Kenworth-Peterbuilt.
Вот вкратце мои выводы: для серьезного дальнобоя этот аппарат не подходит по ряду причин - самая главная из них - невозможно быть до конца уверенным,что даже полностью перебранный двигатель довезет вас, куда надо - лично мне он сорвал две интереснейших поездки. Очень короткий межсервисный интервал - постоянная, фактически раз в 3 дня, замена масла и постоянная его доливка, ибо расход масла в этом моторе есть всегда. Цепи, звезды и слайдеры на этом мотоцикле - расходник, и вам придется везти их с собой, равно как и изрядный запас масла. У этого мотоцикла катастрофически маленькая крейсерская скорость, сопоставимая с большинством чекушек. В моем случае реальный крейсер при нормальной рабочей температуре масла в весенне-летне-осенний период составлял 90-100 км/ч, с допустимыми кратковременными разгонами на максималке. Единственное реальное преимущество XRа перед чекушками - возможность обходить колонны на трассе, ибо динамика, если поработать над жиклерами, у мота весьма неплоха. Правда,стрелка температуры масла будет двигаться вверх примерно с той же скоростью, что и стрелка спидометра) Желаю удачи в выборе, аппарат вполне подойдет тем, кто любит поездки на туристические мотослеты или на шашлыки по выходным, или просто желает покататься по лесным дорожкам в прогулочном темпе - для этого и создан этот мотоцикл.
3,6
Оценка автора
Внешний вид
Комфорт
Безопасность
Ходовые качества
Надёжность
Плюсы
Безопасность, Динамика, Подвеска, Коробка передач, Управляемость
Минусы
Надежность, Стоимость обслуживания, Цена
Все плюсы и минусы модели
Владею более 5 лет
37
Комментарии17
6 апреля 2021
Грамотно! Не стану покупать!
Нравится
Ответить
19 мая 2021
Владел двумя xr650l. Первый брал у знакомого "задешево" в соответствующем состоянии. Компрессия была ровно 4 очка, но заводился всегда прекрасно. Второй был в прекрасном состоянии. Так что могу смело рассуждать на тему этого мотоцикла, тем более в моторе первого из них поковырялся изрядно. Так вот скажу так: большинство описанных конструктивных недостатков довольно легко устранимы. Кольцо маслонасоса в крышке двигателя нужно всегда менять на новое при залезании в мотор и тогда проблем не будет. Я вешу 120 кг и грузил на него ещё килограмм 80 сзади - при скорости 120 км/ч показания температуры масла немного не доходят до 120 градусов, что вполне норма. Можно прикрутить масляный радиатор и должно стать легче. Ладно бы, у него были достойные конкуренты, а то нифига же нет. Сузука 650-ка с ещё большим количеством косяков в конструкции, а КТМ 690 сам страдает куда более серъезными недостатками конструкции двигателя. Вот и выходит, что эта хонда в своей нише практически безальтернативна.
Нравится
Ответить
3
30 июня 2021
@Красный пикап декомпрессор выключи, и увидишь все 12атм
Нравится
Ответить
1
13 марта 2022
dr-650 - точно такой же мот :)
Нравится
Ответить
20 июня 2021
Ого...
Нравится
Ответить
20 июня 2021
И что тогда брать для несильного оффроада? Сузуки ДРЗ 400 мне оказался мал, устал ездить на этом заборе. Хотя очень надежный и крепкий мотоцикл. Присматриваю ченить повыше и помощней, 650-ки. Сутенер 700 новый вышел, но оччченнь дорого.
Нравится
Ответить
18 октября 2023
Спустя 2 года открою страшную тайну как человек ездивший и на DRZ400S и на XR650L. XR650L еще более дохлый в плане мотора, чем DRZ400. Причем значительно. В плане ходовой впринципе тоже, но уже не так сильно. Единственное что у XR650L низы гораздо более сочные и верха так себе. Но это все на любителя. Например я не сильный любитель слишком низовых моторов. Они кажутся какими-то скучными... Во всем остальном, кроме более широкого и удобного сиденья, XR650L мне показался хуже чем DRZ400S. Короче я за 690-ый. :)
Нравится
Ответить
13 июля 2021
"Если потерять резиновое уплотнение системы смазки то может возникнуть масляное голодание", да ну, серьезно что ли?Давление масла там не измерить, потому что весь мотор на подшипниках. Просто надо следить за температурой масла, и хотя бы раз в 20-30 тыс км потратить 2 часа времени на проверку зазоров масляного насоса. А так же настроить один раз карбюратор на чуть обогащённой смесь, чтоб ни чего не трескалось и не выпадали седла. В общем я так скажу,в правильных руках, В ПРАВИЛЬНЫХ РУКАХ, это мотоцикл для кругосветки
Нравится
Ответить
15 июля 2021
какими такими "ещё более серьёзными недостатками" страдает 690 KTM в 2021 году?
Нравится
Ответить
13 марта 2022
Его с xr650r нужно сравнивать. В 2021 году - наверно никакими, только ценой и отсутствием низов без прошивки и выхлопа.
Нравится
Ответить
Приветствую всех!!! Подскажите а как ведёт себя 650r проблем больших нет с ним?
Нравится
Ответить
13 марта 2022
Отличный мот, особенно если ты высокий и тяжелый. У меня 6 лет - без особых проблем(перебрал прогрессию, задний амморт, подшипники заднего колеса). Мот имеет специфический алгоритм заводки - не зная не заведешь. На дальняк - по мне так непригоден, по лесам и болотам - тяжеловат, зато по городу и окресностям - самый беспредельный мот что у меня был. Доволен, менять не планирую.
Нравится
Ответить
Благодарю вас за ответ
Нравится
Ответить
7 мая 2023
@sklif171181 Позвольте мне добавить , что не зря XR 650R называют Big red pig.
Нравится
Ответить
7 мая 2023
@44199642 Сейчас на рынке практически нет живых XR 650R.Год выпуска даёт о себе знать. Был у меня такой моциль в 2009-10 годах. Для города поставил мотардовский тормозной диск , тк штатного ясно не хватало . По первой мучался с запуском двигателя, это не ИЖ П , где всем весом навалился на Кик и запустил , добрые люди показали алгоритм запуска и все . с пол пинка стал запускаться .
Нравится
Ответить
21 февраля 2025
Как владелец этой модели имею совершенно противоположное мнение с точки зрения надежности. Более, того все упомянутые недостатки обусловлены традиционным нежеланием читать заводской мануал. Там четко написано, что надо сделать если хочется ездить быстро по асфальту, высоко в горах, с тяжелой поклажей. Единственный недостаток, который не вылечить - высота по седлу и высокий центр тяжести. Особенно когда заливаешь 21 литр (у меня бак от Acerbis). Но, это недостаток для тех, кто только начинает. Если опыта достаточно, то проблем с управляемостью нет. Даже по валунам и сыпухе в горах я при росте 172 см. вполне проезжаю. По назначению мотоцикл скорее для внедорожных экспедиций. Как сказал мой первый мото инструктор после очередной попытке осилить крутой подъем - перестань уже рулить, он тебя сам вывезет, просто не мешай ему.
Нравится
Ответить
а что на дальняк из такого посоветуете?
Нравится
Ответить
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем