"Ну и танк ты купил".
Фразу из заголовка я много раз слышал от родных и знакомых с тех пор, как купил себе ТЛК Prado. Со дня покупки прошло 1 год, 8 месяцев и 37 тысяч километров, накопил мыслей и хочу ими с вами поделиться.
2013, дорестайл, 3.0 дизель, АКПП, Elegance (5 мест, KDSS есть, задней блокировки нет, пневмы нет). Был куплен в отделе trade-in официального дилера, на момент покупки пробег 107 000 км, один владелец.
Внешний вид: большой, но не бегемот (в отличие от, например, ТЛК200). Кузов на 2022 год уже смотрится устаревшим, но всё ещё привлекателен, а для энтузиастов китайские товарищи предлагают комплекты бамперов и оптики для внешней переделки в любой модельный год.
Лакокрасочное покрытие — слабое. От предыдущего владельца мне досталась россыпь 1-2 мм сколов на капоте, и с наступлением зимы они активно зацвели, сделав дорогущий японский внедорожник похожим на гнилой ТАЗ. Какое-то время я это терпел, но потом не выдержал и посетил профильные сервисы, где мне перекрасили капот, отполировали весь кузов и покрыли новомодной "керамикой". Теперь авто выглядит конфетно. Когда чистое, ха-ха.
Салон — архаичный, довольно просторный ("Да тут жить можно!"), крупные кнопки и рычаги. Посадка за рулём для меня близка к идеальной, чуть-чуть не хватает длины подушки, но это не мешает без проблем проезжать до 900 км за день в одни руки, ничего не болит и не затекает. Штатная магнитола умеет играть музычку с телефона через AUX и блюпуп. Ящик в подлокотнике бездонный и с охлаждением от кондея.
Обзорность — на высоком уровне. Передние дворники прочищают почти всё поле зрения, боковые зеркала — огромные лопухи. Заднее стекло в дождь/снег моментально закидывается грязью, и щётка прочищает маленькую амбразурку, но в принципе её хватает. Габариты чувствуются очень хорошо, с парковкой никаких проблем, ну и парктроники с задней камерой зело помогают. Лишь иногда, не сумев втиснуться в какую-нибудь щель, понимаешь, что автомобиль вообще-то немаленький.
Ещё к обзорности. Фары — поворотный ксенон в ближнем, галоген в дальнем. Ближний на троечку, дальний — твёрдая пятёрка.
Подвеска и ходовая. Знаете, я начитался отзывов о том, что "на прадосе можно лупить с любой скоростью по любой дороге, ему ваще пофиг на состояние покрытия". А потом я сам купил Prado с KDSS и без пневмы. И скажу вам, что он жёсткий. Да, машина позволяет на ямах и "лежачих полицейских" не притормаживать, но часто так делать вы не захотите — позвоночник взбунтуется.
Раз уж упомянул KDSS, пара слов про эту систему. 1) Она хорошо работает, и 2) у меня с ней нет проблем. Примерно на каждом втором ТО либо перед большой поездкой провожу обслуживание гидроблока KDSS, а именно — чистку и покрытие защитным составом, и этот узел не делает мне нервы. Чего и вам желаю.
Если сравнивать с другими машинами. Короткое время, когда Prado я уже купил, а свой предыдущий Nissan X-Trail T31 ещё не продал, имел возможность в течение пары часов пересесть с одного автомобиля на другой. X-Trail по сравнению с Prado очень остро управляется, за руль садишься и почти проваливаешься вниз, чувствуешь себя легковой легковушкой. Prado же — это что-то среднее между трактором и баржей: в него не садишься, а залезаешь, плаваешь по волнам асфальта и кренишься на поворотах. Недаром он назван Land Cruiser ("сухопутный крейсер").
Двигатель 1KD-FTV — в целом беспроблемный, ходят легенды о прогорании 4-го поршня, но, насколько мне известно, в 2012 модифицировали топливные форсунки и поршни, и болезнь ушла. Мотор громкий и вибронагруженный, ест довольно мало топлива, при активном педалировании чёрно дымит. Тяговитый, особенно это заметно, когда ползёшь на холостых в сугробе, или когда на трассе поднимаешься в 7% уклон, не скидывая передачу вниз. Турбина тихонько посвистывает, но это её нормальная работа, не пугайтесь. До 100 км/ч динамика приемлемая для такой баржи, быстрее — разгоняться в принципе будет, но доооолго. И больше 140 уже просто страшно (пробовал на платной трассе М11).
Ещё про двигатель. Согласно стереотипу, дизель зимой делает голову: плохо запускается, без нагрузки не греется сам и не нагревает салон. Но в реальности за две зимы в Московском регионе у меня вообще никаких проблем не было. Заводится в -27 как с добрым утром, а по поводу тепла в салоне — Prado оснащён такой замечательной штукой, как вязкостный догреватель (ставился до 2015 г., вроде бы). Это блочок, который приводится через электромагнитную муфту от ремня сервисного оборудования, у него внутри вращается крыльчатка, погруженная в густую силиконовую жидкость; эта жидкость греется и подогревает антифриз. Эта система включается кнопкой "PWR HEAT" в салоне, одновременно замыкает муфту догревателя и повышает обороты двигателя до 1200. Как итог — мотор греется едва ли не быстрее, чем на бензинке, и тепло в салон тоже начинает идти минут через 5 работы.
АКПП — задумчивая (на кик-даун реагирует примерно секунду), по слухам — неубиваемая, хочется больше передач, чем 5. Есть любопытная особенность: когда едешь под горку и сбрасываешь газ, коробка скидывает передачу вниз, имитируя торможение двигателем. При этом подскакивают обороты дрыгателя, что с непривычки нервирует.
Тормоза. Как у многих японских автомобилей — время от времени поршни закисают, несмотря на обслуживание. Особенно этим страдают передние суппорты.
Касаемо эффективности торможения. Только ленивый не высказался, что тормозов у прадика вообще нет. Мне от души интересно: на чём все эти люди ездили раньше, до Prado. Не иначе как на Lamborghini с восьмипоршневыми суппортами и дисками из композитной керамики. Потому что если следить за исправностью своего автомобиля и использовать голову не только для того, чтобы в неё есть, стоковый Prado замедляется прогнозируемо и очень даже неплохо для своих 2.5 тонн.
Иногда встречаются мнения про "уважение на дороге". Может быть, раньше оно и было, но сейчас — забудьте. Я даже вижу обратное. Некоторые водители бюджетных автомобилей, похоже, не понимают, что на Land Cruiser можно не только наворовать, но и заработать тяжёлым трудом своего ума и рук. В этих людях просыпается пролетарская ненависть к тебе, буржую на тойоте, и они всячески демонстрируют своё презрение — "учат", лезут под колёса, не уступают в ситуациях, когда это предписано ПДД, устраивают "гонки".
Ещё о том, с чем вы сталкиваетесь, приобретая Prado с пробегом. Этот автомобиль может очень долго терпеть наплевательское отношение и не встанет до тех пор, пока ему не станет ну совсем плохо. Но если вы хотите получить полный комфорт от автомобиля и продлить ему жизнь, обслуживать его всё равно нужно — по мере износа менять резиночки в подвеске, чистить впуск и мыть радиаторы, смазывать тормозные суппорты и так далее. И если до вас владелец этим не заморачивался, взбодрить прадик оказывается не очень-то дёшево.
Вообще, в плане техобслуживания можно ограничиться заменой масла и фильтров раз в 10 тысяч км, а чинить только когда что-то совсем сломается. В таком режиме прадик способен просуществовать долго, но если вы, как и я, любите поддерживать своего железного коня в идеальном техническом состоянии — это влетит в копеечку.
Ещё, когда пересаживаешься на Prado, цены на многие услуги магически возрастают в несколько раз. Тот же шиномонтаж. Или автомойка, вы вряд ли сможете помыться дешевле 600-800 рублей, когда с кроссовером класса Nissan X-Trail укладывались в 400. Смог позволить себе Prado — сможешь платить больше за всё, будьласка.
В качестве вывода... Toyota Land Cruiser Prado 150 — утилитарный автомобиль из прошлого века в современной одёжке: грубоватый, с огромным запасом прочности, но без высоких технологий и модных функций. Прадик как суровый молчаливый друг: не обладает модельной внешностью и не олимпийский чемпион, но на него можно без колебаний положиться в любых условиях.
Что было дальше?
...а ничего особенного.
За время, прошедшее с написания этого отзыва, прошло больше двух лет, прадик по-прежнему со мной, на сегодня (22 июня 2023) пробег составляет 170030 км. Автомобиль ездит и не доставляет проблем.
Летом 2021 поставил видеорегистратор 70mаi, модель А500s, вроде бы. Установил за салонным зеркалом заднего вида, с водительского места регистратор не виден и обзору не мешает. Запитал от плафона салонного освещения. Висит себе, что-то там снимает, проверять его полезность, слава Богу, пока не приходилось.
В первые пару месяцев после начала 24.02 была сильная неуверенность в ближайшем будущем, вложил много денег в машину: купил комплект б/у оригинальных дисков для второго комплекта резины, провёл большое ТО с заменой ремня ГРМ, всевозможных жидкостей, сайлент-блоков, обслуживанием тормозов. Впрочем, о потраченных деньгах не жалею, машина проживёт дольше, другую такую в этой жизни я точно купить уже не смогу, хвала Солнцеликому.
В марте 2022 заменил своими руками штатную магнитолу на Тeyes CC3 и поставил от них же заднюю камеру взамен заводской, с таким медиацентром стало намного комфортнее. Поставил "вежливое" реле поворотников и контроллер автоматического складывания зеркал от известного электронщика "Самокат-ветерана", тоже плюсик к пользовательскому опыту. Лежит ждёт своего часа ещё одна камера Тeyes, поставлю в решётку радиатора в штатное крепление, будет удобнее парковаться. Есть мысли сделать омыватель передней камеры с подводом жидкости от омывателя фар.
Из грустного. Есть много причин любить Тойоту Ленд Крузер, но главная причина ненавидеть Тойоту Ленд Крузер — это то, что он гниёт как голимые жигули. Зима прошла — и у меня вокруг лобового стекла штук пять жучков. Крохотный скол на ЛКП, меньше миллиметра — и уже очаг коррозии под краской, 5х5 мм. И ещё безбожно ржавеют нижние кромки дверей, прямо под краской. Хрен пойми с чего, вода там вроде не застаивается, антикор внутренних полостей сделан. Поражены все двери, кроме багажника, хуже всего — задняя правая, там аж шовный герметик понизу отошёл. Что с этим делать — ума не приложу, уже в кузовном сервисе зачищали, протравливали и перекрашивали, но хватило этого примерно на год, потом стало хуже. Радикальное решение — новые двери, но это обойдётся по деньгам в половину машины.
В общем — едем дальше, решаем проблемы по мере поступления. Всем удачи.
Плюсы
Топливная экономичность, Комфорт в поездках на любые расстояния, Просторный салон, огромный багажник, Уверенность, что доедешь когда угодно и куда угодно, Можно парковаться в сугробах по колено )), Никаких проблем с дизелем зимой
Минусы
Мотора не хватает на скорости выше 100, Качество ЛКП оставляет желать лучшего, Шум и вибрации дизеля, Подвеска с KDSS - жёсткая, Поддерживать авто в состоянии "конфета" недёшево, Мойка вдруг стала в 2-3 раза дороже ))
Все плюсы и минусы модели