Заранее принесу извинения за, возможно, излишне длинный отчет, но он писался неспешно в течение года, поэтому те, кого интересуют Subaru Impreza WRX STI или Lancer Evolution VIII, IX, и те, кто все-таки одолеют мой трактат, полагаю, кое-что для себя вынесут. Сразу скажу: не буду сравнивать эти два автомобиля в контексте «кто лучше». Оба – замечательные, и у каждого есть своя изюминка. Выбор за Вами. Лично я люблю Subaru (в семье их две, включая Форестер 2.5Т), но, честно скажу, перед Lancer Evolution я снимаю шляпу.
Итак, в апреле 2007 г. взял черную Subaru Impreza WRX STI. Сейчас пробег 33000 км. На самом деле, я хотел именно эту машину, поэтому вопрос с выбором не стоял. Паспортные технические характеристики хорошо известны и ни для кого не являются секретом: турбированный мотор объемом 2.5 л. Мощность 280 л.с. Крутящий момент – 394 нм. Разгон до 100 км/ч – 5.4 с. Максимальная скорость – 255 км/ч. Гарантия – 30000 км на двигатель и 15000 км на подвеску.
Обсуждением музыки, шумоизоляции, комфорта заниматься не буду. В Lancer Evolution VIII нет даже штатной магнитолы! Ее приходится покупать простым смертным. В Subaru аудиокассетник, помимо CD. Просто фантастика! В любом случае автомобили РАЛЛИЙНЫЕ и покупаются с другой целью. Охать и ахать по поводу динамики думаю, не стоит. И так все понятно. Вы попадаете в другое измерение. Конечно, в современном мире по прямой на сухом асфальте есть много автомобилей, которые ездят быстро и даже быстрее. Доводилось кататься и на БМВ М5 2007 г., и на Ауди RS6, но ни Lancer Evolution, ни Subaru STI никто и не создавал для езды по прямой по сухому асфальту. Снег, лед, слякоть, грунт, мокрый асфальт и т.д. и связки поворотов. Ситуация сразу же кардинально меняется.
Subaru Impreza WRX STI машина быстрая и может многое. Вопрос лишь в одном: насколько квалификация и опыт водителя соответствуют возможностям автомобиля?
Несколько слов о явных плюсах, характерных для STI:
1). Тяговитый мотор 2.5 л «хватает» с низов, что обеспечивает вполне комфортное вождение, когда Вам никуда не нужно спешить, и Вы просто наслаждаетесь жизнью. Мощность в 280 л.с при полном приводе и массе в 1380 кг позволяет чувствовать себя более чем уверенно! Обращаю внимание на величину крутящего момента! Почти 400 нм.
2). Имеется звуковая и световая индикации, информирующие о наступлении определенной величины числа оборотов. Во-первых, не нужно смотреть на тахометр (вы услышите звук, если не «орет» магнитола, а зрением увидите загорающуюся лампочку), во-вторых, не перекрутите мотор, потеряв драгоценное время на переключение передач, а в-третьих, при боковых перегрузках, когда нужно стабилизовать автомобиль и смотреть на дорогу, Вы четко знаете, что у вас еще есть в запасе тяга до момента отсечки.
3). У STI 6-ступенчатая КПП, которая наполняет вашу жизнь смыслом. Передачи сближены, и это удобно. Турбина подхватывает с 2500 оборотов, поэтому езда по городу вполне комфортна. Передачи сближены, поэтому особой нужды «выкручивать» их нет. Машина спокойно перемещается, а если нужно ускориться, то Вы ускоряетесь. Как только тахометр достигает 3500 оборотов – автомобиль выстреливает. На трассе 6-ая передача обеспечивает экономичность. 5-ая передача начинает ускорять уже с 80 км/ч, 6-ая – где-то со 100 км/ч. Т.е. если не нужно совершать подвигов, то в общем потоке по Москве можно комфортно ехать на 4-5-ой передачах.
5). В стандарте есть ближний ксенон, правда отсутствуют нижние фонари в отличие от обычной WRX. Вот этого не хватает, если честно. Лишним свет никогда не бывает! В базе есть омыватели фар. Положительный момент.
6). Автоматическое управление активным центральным дифференциалом (регулировка крутящего момента). Более высокие установки исходного крутящего момента LSD помогают при движении на скользкой дороге, более низкие для сухой. В любом случае, это другой мир. Обычно эта функция стоит в автоматическом режиме, однако ручные настройки или любые изменения без специальной подготовки и навыка делать НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (некий аналог TARMAC/GRAVEL/SNOW на Lancer Evolution, хотя на Evolution эта функция совершеннее).
Минусы:
- Стук задних стоек (болезнь всех Импрез) появился на 26000-27000 км.
- Из-за наших грязных дорог засоряется механизм омывателя фар, и его требуется промывать.
- Нижние фонари были бы очень кстати.
Обслуживание и обкатка
Обкатка проводилась согласно предписаниям в руководстве. На 2000 км – смена масла. Никаких рывков, дерганий, дешевых самоутверждений, экстренных торможений. Потом еще 1000 км – постепенное увеличение нагрузки. Правда знающие люди говорят, что обкатывать оппозитники лучше 7000 км, но до этого мы доходить не будем. Будем делать по книжке. Во время обкатки расход был 12-12.5 л. После обкатки расход бензина (98-ой) при спокойной езде по городу с периодическими ускорениями – в районе 15 л. Динамичное вождение в зависимости от стиля 16-17 л. Боевой режим на полигоне – 21-23 л. Разумеется, речь идет об усредненных значениях. По трассе (смешанный режим: населенные пункты – 75-80 км/ч, вне населенных пунктов 120-180 км/ч - около 12.5-13.5 л). На скоростях под 200 км/ч и выше расход растет в геометрической прогрессии. Кстати, поэтому прошу серьезно не воспринимать тут отзывы, где пишут, что у Форестеров с 2.5Т при скоростях в районе 200 км/ч расход в пределах 15 л. Сказочники!
В целом, для Subaru Impreza WRX STI вполне приемлемый расход топлива, хотя на раллийном автомобиле нелепо переживать по поводу 2-3 лишних литров бензина. Обгоны не представляют собой никакой проблемы. По сравнению со стандартной WRX (2 л. 225 л.с.) по трассе средний расход вырос где-то на один литр. В городе – 2.5-3 л. Опять-таки: смотря как ездить.
ТО я проходил каждые 10000 км, а не 15000 км, как рекомендовано. Воздушные фильтры – замена каждые 5000 км. Масло – MOTUL.
Стоимость ТО 12000 км (оно же 15000 км) – порядка 8000 р.
Стоимость ТО 22000 км (оно же 30000 км) – около 17000 р.
По стоимости колодок – полное безобразие. Передние и задние колодки стоят в «У-Сервисе» по 1000 USD за комплект. Около 25 000 р. Тронуться умом можно, учитывая то, что изнашиваются они относительно быстро. Через знакомых спортсменов заказываю гоночные колодки, которые стоят суммарно 11500 р. (передние и задние). К настоящему моменту заменил один раз передние и задние колодки, что свидетельствует о довольно щадящей эксплуатации автомобиля.
По вождению:
Скажу сразу: без серьезной подготовки садиться за Subaru Impreza WRX STI, а уж тем более Lancer Evolution не рекомендуется. До первого столба. Там нет никаких систем стабилизации. Только Вы и автомобиль. Ну и ABS. Конечно, если ездить по прямой по сухому асфальту от светофора к светофору, считая при этом себя асом и большим молодцом, то сойдет. Дело даже не в том, что 100 км/ч размениваются на гололеде очень быстро. Проблема в том, что создается иллюзия того, что на этих машинах можно вытворять все, что заблагорассудится. Тут иногда попадаются особо ретивые на Форестерах и Аутбеках, рассказывающие любопытные истории о том, что в гололед они носятся, и, дескать, все нипочем. Фантастическая управляемость и т.д. На самом деле ничего фантастического нет, и неоткуда ей взяться. Просто улететь Субару с дороги может на существенно большей скорости, чем моноприводные машины, зато потеряв сразу сцепление всех четырех колес. Одновременно и эффектно, и глупо выглядит со стороны. В предыдущем отчете я писал, что Subaru WRX – сложная машина. Subaru STI – еще сложнее. Subaru в отличие от Lancer Evolution еще кое-как прощает ошибки в управлении. Lancer Evolution - уже нет. Subaru Impreza WRX STI – это скальпель. Lancer Evolution – лазер. Lancer с режимами tarmac, gravel, snow вообще требует специальных знаний и тренировок. Активная езда (особенно зимой в снег и гололед) – это скольжение, прохождение поворотов в заносе. А это, по большому счету, многие часы тренировок.
Что касается Subaru WRX STI, то энергичный старт по прямой по снегу или льду практически сразу же ведет к заносу (распределение в стандарте: 59% - задняя ось, 41% - передняя) задней оси, который нужно быстро и грамотно корректировать рулежкой и газом. Продолжение разгона на второй передаче – все то же самое, только скорость нарастает. И так далее. Активное прохождение поворотов в указанных условиях – это скольжение, как правило, четырьмя колесами. Пока остальные машины мучаются, чтобы повернуть, борясь со сносом или заносом и электронными системами, вы разгоняясь уже выходите из поворота, стабилизировав автомобиль из заноса или скольжения. Резкий сбор газа при повернутом руле, добавление газа при повернутом руле, ускорения и многое другое в условиях льда и снега (слякоти, шуги и т.п.) ведут к заносам и скольжениям, которые при грамотном использовании позволят вам выиграть драгоценное время при прохождении поворотов, испытывать эстетическое удовольствие, глядя в зеркало заднего вида, как остальные машины пытаются повернуть, а при неграмотном – неумолимо ведут к потере управляемости автомобиля, и как следствие – к ДТП. На асфальте ошибки не столь заметны, но зимой расплата за них неизбежна. Правильная посадка и ремень безопасности – даже не обсуждаются. Ремень, помимо своей основной функции, еще удерживает тело в фиксированном положении при боковых перегрузках. Subaru STI еще можно вытащить из заноса под углом 90 градусов или даже отрицательных углах (лишь бы ширины дороги хватило!), Lancer Evolution - нет. Evolution требует безукоризненной рулежки.
В этой связи забавно читать отзывы, где сравнивают, например,
Mazda MP3, Ford Focus ST, Opel Astra OPC и Subaru WRX. Что сравнивают? Опять разгон до 100 км/ч и езду по прямой? Несерьезно. Ну, и какой прок от этих автомобилей в снег и гололед с безумной мощностью на переднюю ось? Не хватает лишь для счастья Ford Focus 280 л.с. с передним приводом. Вот будет потешный автомобиль в холодной стране.
Для повышения безопасности:
- установлены гоночные ремни на два передних сиденья Sabelt (во-первых, хорошо держат тело при активной езде, а, во-вторых, при боковых перегрузках вы за руль не держитесь, а его вращаете) 10000 р. Стандартные ремни, к сожалению, при активной езде и боковых перегрузках ТЕЛО не удерживают. После спортивных ремней, пристегиваясь стандартным, кажется, что ниткой себя обернул.
- резина Micheline Pilot Sport 2 (без комментариев) 25000 р. - БЕЗОПАСНОСТЬ
Никакого тюнинга двигателя. Признаюсь, идея «закачать» 320-360 л.с. с целью «погоняться» по городу с дорогими эксклюзивными БМВ, Порше, Ауди и Мерседесами мне лично представляется недалекой, если не сказать нелепой. Зачем? Все равно рано или поздно уедут по прямой М5, V12, да и менее мощные автомобили с большим объемом двигателя. Мне видится разумнее потратить 5000-7000 долларов на обучение с действующим автогонщиком, тем самым, повысив свою безопасность, и при этом научиться использовать уже имеющиеся возможности автомобиля, чтобы хотя бы не позориться в гололед перед другими участниками дорожного движения, проезжая повороты недостойно медленно для раллийного автомобиля. Как представляется, куда более эффектно проехать поворот значительно быстрее остальных участников движения, обеспечив безопасность и не создав аварийной ситуации, или на специальной трассе «заправить» автомобиль в поворот, пролетев несколько десятков метров боком. А ездить с керамическим сцеплением, «рвать» с места по прямой в городе или «класть» спидометр ума много не нужно, да и по большому счету не имеет никакого отношения к управлению автомобилем. Можно и медведя научить. Результат этих покатушек – «убитые» сцепления, КПП, разорванные привода, особенно на тюнинговых автомобилях, резкий износ колодок и тормозных дисков. А умения управлять автомобилем, к сожалению, не прибавляется.
Итак, какой покупать автомобиль? Я бы вот как сказал: заплатите 200-300 долларов, но узнайте, что это за автомобиль. Пусть это будет тест-драйв для Вас. Прокатитесь или попросите Вас прокатить. Желательно автогонщика. Он сможет показать то, что не могут обычные водители. Будет понятно, что эти автомобили из другого измерения. И не бессмысленный разгон по прямой от светофора к светофору (это умеют все, даже люди без водительских прав), а прохождение поворотов, перебрасывание центра тяжести автомобиля, скольжение боком и т.п. Именно тогда становится понятно, что могут эти автомобили, чем они отличаются от обычных, и что квалификации стандартного водителя может оказаться недостаточно. Про активную езду, а уж тем более спортивную даже говорить нечего. Может именно в этот момент станет ясно, что не стоит такую машину покупать. Целее будешь. Кто знает …
Автомобильные журналы, в которых это описывается, – это хорошо, но машины часто тестируют люди, которые никогда сами не будут на этих машинах ездить. Им повезло покататься где-то на полигоне пару часов и все. Улыбки, веселье, бутерброды, а простым же смертным ездить придется каждый день. А это совсем другое дело.
Что брать: Lancer Evolution или Subaru WRX STI? Тут нет рецепта. Каждому свое. Не буду агитировать за конкретную марку. У каждой есть свои плюсы. Lancer Evolution просто фантастический автомобиль. Одна система Super AYC (Active Yaw Control) чего стоит. О ней можно писать долго, но смысл в том, что на сухом асфальте Super AYC продолжает ввинчивать машину в поворот до последнего. AYC не просто позволяет, а заставляет колеса вращаться по-разному! Смысл в том, что на принудительно \"раскрученном\" наружном заднем колесе увеличится крутящий момент, и это поможет \"заправить\" автомобиль в поворот. Психологически трудно заставить себя добавить газ, когда Lancer уже скользит «мордой» наружу поворота!
Он чуть дешевле в обслуживании, чем Subaru. Легче тюнингуется. Но и ошибок в управлении практически не прощает. За 2500-3000 долл. вы получаете 330 л.с., а добавив еще пару десятков тысяч долларов мощность поднимается до 450-500 л.с., а это уже телепортация. У Subaru WRX STI есть свой шарм. Один звук оппозитного мотора чего стоит. По моему мнению, она более комфорта для езды по городу. Выбор за Вами. Одно скажу: Subaru WRX STI отличная машина. В умелых руках. То, для чего она создавалась, и с учетом тех возможностей, которые в ней заложены. Но ошибки она прощает тоже неохотно.
Итак, подведем итоги:
Прекрасный спортивный РАЛЛИЙНЫЙ автомобиль за 50000 долларов. Он стоит своих денег. За время эксплуатации ничего не ломалось. Никаких замен узлов и агрегатов. У знакомого мастера по автоспорту на такой же машине при пробеге 60000 км поломок нет. У второго знакомого – Lancer Evolution пробег 40000 км – поломок нет.
НО: если машину ломать, то ремонт Субару стоит очень дорого. «Убить» Subaru STI, как впрочем, и любую машину можно в течение одного вечера. И если Вам человек начинает рассказывать, что у него при пробеге 5000-10000 км «неожиданно» полетело сцепление, то есть очень большие шансы, что он занимался покатушками. Причем, глупыми. Типа стартов на 4500-5000 оборотах с «поджиганием» сцепления.
Расход топлива – 15-18 литров по городу; В моем случае 15-16.5 л, но езжу довольно спокойно, а самоутверждаюсь в специально отведенных для этого местах.
На трассе: 11.5-13.5 л (смотря как ездить). Замерить сложно, ибо постоянно населенные пункты, а на 6-ой передаче при 70 км/ч там смешной расход, который потом усредняется на трассе и при обгонах.
Масло за 34000 км доливал 3 раза (в общей сложности порядка 1.5 л), да и то после довольно жесткой езды (свыше 5500 оборотов). Необходимости выкручивать все время мотор до срабатывания ограничителя (~7200) нет; достаточно «ездить на крутящем моменте». Для динамичной езды по городу вполне хватает 4000-5000 оборотов.
По ТО: стоит почти столько же, сколько и на WRX. Ну, чуть подороже.
Пробег 33000 км. На днях буду делать очередное ТО (45000 км). По прикидкам его стоимость составит примерно как на 12000 км. Может, чуть подороже.
Колодки (штатные): дорогие и не шибко эффективные. Лучше брать гоночные. Как ни странно, дешевле и эффективнее.
Масло нужно проверять каждый раз после активной езды.
И в завершение. Уж потерпите, пожалуйста.
Несколько слов по ряду отзывов по Субару, которые тут были. Не могу оставить их без внимания. Кто-то повороты на асфальте под 90 градусов проходит на скорости 100 км/ч. Не стоит воспринимать это всерьез. Это писатели-фантасты.
Люди, пожалуйста, не дезинформируйте остальных какой-то мистической управляемостью и устойчивостью Субару. Не верьте тем, кто пишет, что на Субару трудно вызвать занос. Это делается ЭЛЕМЕНТАРНО! Как и на любой другой машине.
Я прощу прощения за длинный опус, но хотелось как-то поделиться информацией и помочь тем, кто стоит перед выбором: покупать Subaru WRX STI и Lancer Evolution. Или купить что-то более гражданское. Писал по 2-3 предложения каждую неделю; вот так и набежало. Все-таки покупка основательная, и необходимо все тщательно взвесить.
Всем удачи. И, пожалуйста, уважайте друг друга на дорогах, исправляйте ошибки друг друга, повышая общую безопасность и ПРИСТЕГИВАЙТЕСЬ!
Ну, и в заключении для тех, кто считает себя асами:
"Мне видится разумнее потратить 5000-7000 долларов на обучение с действующим автогонщиком, тем самым, повысив свою безопасность, и при этом научиться использовать уже имеющиеся возможности автомобиля" - ЗОЛОТЫЕ СЛОВА! Автору МЕГА РЕСПЕКТ за отзыв и успехов в повышении мастерства. P.S. Видео - СУПЕР, Мяккинен водит как Бог.
Не, не 350, поменьше немного. Это Форд Фокус RS. Он мало чем отличается от раллийного, разве что вся его дурь идет только на переднюю ось и момент поменьше в два раза (440 против 800). А вообще, говорят, больше 250 лошадей лепить на одну ось - это ужас. Хотя бы второй подключаемый должен быть...
Cубару-это не машина,...а состояние души!!!)А по сути EVO все же более бескомпромиссный кар,медленную езду сосвем не любит,ощибок,да не прошает и легко тюнингуется,во всем согласен,кроме одного-EVO в обслуге подороже будет,да и на обычной WRX того же года все же 2.5 литра,хотя японцы в то время ставили добрый EJ20 как на рыкс так и на стиху!
Машина великолепна. Отзыв отлично, полностью согласен с точкой зрения автора насчет обучения вождению. Я бы даже сказал что даже на гражданских моноприводных машинах курс зимнего вождения вещ очень нужная. Этой зимой в сильный снегопад почувствовал это на своей шкуре. Чуть не стал третьим участником ДТП, но успел объехать столкнувшихся, и конечно ушел в занос - а вот в заносе уже помогли эти самые курсы, вышел грамотно. Так что учитесь водить. Самого больше прельщает субару, наверное потому что ездил на предыдущей STI П.С. За рулем уже 8 лет.
Есть полезная информация, спасибо! Сейчас интересует ситуация с авто с пробегом под 60-80 т.км., стоит ли с такими связываться или надо копить на более свежий!? И еще, какая разница в управляемости Evo ; WRX ; WRX STi ????????
Privet vsem,zaranee izvenjajus za latinicu,no u nas tak prowe(proshe) Ja polnostju saglasin s avtorom vo vsem,ja sam ljublju i uvazaju tolko japoncev oni molodci v inzinerii, i kstati govorja kto ne znaet v voennoi sfere v japonskoi armii ispolzuetsja tot ze polnij semitricnij privod na tankah,cto i na "subaru" t.k."subaru" eto bivwij tankovij zavod., da, eta mawina s harakterom is ralijnami kornjami ocen silnaja i vinoslivaja,no mnogo cego zavisit i ot samogo voditela,estj "ezduni" a est voditeli ! a eto izvinite uze raznica, japonskie umi veliki, tolko predstavte s 2.0l,turbo vizat 265,280,320,530,580,low-sil dumaju zdes nado otdat dolznoe,edinstvennij minus cto mne ne nravitsa oni delajut s rawetom na 4-6 let ctobi konveer ne ostanovilsja,i ctob potrebiteli sledujuwie pokupali.., gnejut bistro,a vot SVX dolgovecnei i podveska na nei stoit sportivnaja ot "liberti" kogdat pervaja ih ralijnaja mawina, umrut dve imprezi, a SVX ewe budet zit i zit,v nee uz sliwkom mnogo zalozili funkcij i opcij dlja zavoevanija amerikanskogo rinka i bolo ih kak vi znaete tolko 25000 wtuk..u moego znakomogo est SVX 92' dosih por vistavljaet nekie tam BMW 5,7 serii Audi i mnogie drugie,sam tomu svidetelj,on fanat subaru , a ja hondi,no vot dumaju pomenjat mawinku na subaru polnij semitricnij privod eto ne quattro :), eto subaru! tak cto avtor molodec derzis starina, i ne menjai marku,eto horowaja mawina ! Moi kriterii po kotorim ja vibiraju mawini, eto : dvihatelj,i podveska,(nadeznost i procnost)vse ostalnoe meloci zizni,a eto Subaru,Nissan,Honda.a ob ostalnih i dumat ne hocu- semeinie povsednevnie mawinki.
Хороший отзыв, полностью разделяю позицию автора по поводу доморощенных гонщиков, главный критерий динамичной езды хорошая прокладка между рулем и сидением, а не количество вспомогательных систем и лошадок под капотом - законы физики никто не отменял. Хотя эво X со своей системой полного привода и электронным распределением крутящего момента по всем 4м колесам, сверх современной компьютерной начинкой может на какое то время убедить водителя что он бог на трассе, к сожалению только на какое то время.
Авто.ру — один из самых посещаемых автомобильных сайтов в российском интернете
Мы предлагаем большой выбор легковых автомобилей, грузового и коммерческого транспорта, мототехники, спецтехники и многих других видов транспортных средств