Коробочка с сюрпризами
Почему выбор пал на Ашку? На этот вопрос даже через полтора года я сам себе ответить не могу. Видимо это был какой-то подсознательный эксперимент. Или постоянное посещение Европ с сотнями этих Ашек на дорогах сделало своё дело и убедило внутреннего скептика, что машина годная, раз люди ездят... В какой-то момент я понял, что наигрался с различными автомобилями. Помимо кучи распространённых вариантов вроде популярных Мицубиси и БМВ в семье побывал даже Porsche 944, на котором шесть лет отъезжено в режиме "дом-работа-дом". Кстати, с тех пор окончательно отвалились все предрассудки касательно совместимости московских пробок и тугого сцепления "механики". И да, это была самая неломающаяся машина, из всех что у меня были, но это совершенно другая история.
Ашку по ломучести я могу сравнить только с бензиновым "Дискавери II", который после двух лет блочных замен агрегатов и капиталки двигателя, едва дошедшего до 160.000 км я буквально бросил в сервисе, выписав знакомому механику генералку для продажи. С тех пор я полагал, что непредсказуемых машин у меня больше не будет...
Подкупило, пожалуй не только обилие живых экземпляров на немецких и итальянских дорогах, а некая "гиперфункциональность". Эдакий швейцарский нож с десятком пилочек, уютно лежащий в кармашке. Тут тебе и люк, и посадка высокая при компактных габаритах, и салон-трансформер с полностью вынимающимися задними и пассажирским сиденьями, кожа опять же, климат, антипереворачивающая электроника и прочая-прочая... За зеленую механическую букашку, ездившую "под дамой" в Твери, попросили 150.000 р. (в октябре 2015 года). Сторговали до 145.000. По рукам! На одометре было около 263.000, в ПТС я оказался вписан последним, больше мест для записей не осталось.
Я никогда не питал иллюзий насчёт цифр на одометре и рассказов предыдущего хозяина про дедушек, ездивших по воскресеньям в церковь. Совершенно очевидно, что все предыдущие владельцы хоть немного, да скручивали пробег перед продажей. Ежу ясно, что машина за 15 лет билась и терлась своими пластиковыми и металлическими частями обо всё, что угодно. Что женщина, продающая машину с мотивом "не хватает на ипотеку", не особо вкладывала в неё средства. Пожалуй, единственное, чему хоть сколько-то можно доверять -- чеки из магазинов о приобретении каких-то запчастей. Основных критериев оценки было три: лонжероны целы, двигатель не стучит, при такой цене покупки можно не стесняясь вкладывать в восстановление до желаемого состояния.
На момент покупки тётей были задекларированы новый бензонасос и замена масла в коробке. Из ошибок горела только лампа SRS. Эксплуатация началась.
Уже при перегоне из Твери выяснилось, что машина не держит пятую передачу. Воткнуть-то можно, но при сбросе газа она вылетала. В список покупок добавлена кулиса. Немного шумел правый передний провод. Под замену. Перегорела часть лампочек подсветки кнопок и приборов. Всё остальное -- климат, люк, прочая электрика и двигатель -- работало практически идеально.
Эргономика водительского места неплоха, но до БМВ ей далеко. Спина на передних сиденьях очень устаёт, больше 200-300 км в день на Ашке ехать некомфортно. Для сравнения, на предпоследнем Мондео махнул из Тюмени в Москву за два дня и не утомился. Левая стойка существенно перекрывает обзор, в сочетании со слабыми галогенками в сумерках можно не заметить пешехода, перебегающего дорогу. Подстаканники сильно отнесены назад между сиденьями, поначалу их нащупать тяжело. Зеркала заднего вида дают такие сильные искажения, что даже через полтора года для некоторых объектов оценить расстояние сложно. У передних сидений есть знатная недокументированная возможность: между спинкой и подушкой есть значительного размера пространство, закрытое с тыльной стороны материей, эдакий кармашек по всей ширине "седла". Если водитель положил что-то на скользкое переднее сиденье, поездил и упустил момент, предметы с большой вероятностью улетят и скроются в этот кармашек. Я так думал, что телефон однажды потерял. Потом нашел.
Машина постоянно думает за вас и принимает самостоятельные решения. Тут нет кнопки обогрева зеркал, система сама решает, когда его включить, на основании своих представлений о влажности и холоде. Как таковой нет кнопки отключения кондиционера, его можно только перевести в экономичный режим клавишей ЕС, а как и когда включить компрессор, решает климатический блок. Определить этот момент можно по легкому вздрагиванию справа, видимо подключается муфта (кстати, ей скоро придёт конец). Зато есть кнопка "осушение воздуха в салоне". Электроника, помогающая избежать заносов и пробуксовок, работает очень интересно и наглядно. При поездке по льду или рыхлому снегу то там то тут под днищем включаются какие-то механизмы, перераспределяющие тормозные усилия. Пустить машину в занос крайне сложно, хотя для желающих таки есть кнопка ASR off.
Часть машин этой серии комплектовалась панелью без лампы CHECK ENGINE, так что у некоторых владельцев понять, есть ли проблемы у датчиков двигателя или нет, получится только уже при явных симптомах поломки. Кроме того, функционал этой лампы, как и функционал ограничителя скорости, программируется через STAR и может быть вообще программно отключен. Видимо многие при перепродаже пользуются этой опцией, моя лампа была отключена, хотя ошибок не давала.
Многие детали имеют свои собственные счётчики ресурса и по достижению определенного количества срабатываний (ГТЦ, например), даже исправная деталь будет давать ошибку и требовать замены. Так как машина напичкана ассистирующей электроникой, в ней стоит масса дополнительных датчиков, в частности датчик положения руля, без нормальной калибровки которого не будет работать ни ABS, ни ASR.
Некоторые детали -- отдельный полёт инженерной мысли. ДМРВ -- пара резисторов с напылением -- интегрирован в плату управления двигателем, то есть при износе или неисправности ДМРВ хозяин Ашки бодро "попадает" на замену мозгов. Неисправность муфты кондиционера при прекрасно работающем компрессоре приведет к замене всего блока. И так далее. Хотя на "Драйв2" умельцы рассказывали про успешную перепайку и адаптацию резисторов.
К плюсам можно отнести почти "танковый" аккумулятор на 74 А/ч, который расположен под полом в ногах переднего пассажира. Да, тут двойной пол, благодаря которому и достигается высокая "кроссоверная" посадка. Силовой агрегат расположен под капотом под углом 45 градусов, заходя в это пространство между двумя полами. По идее разработчиков при лобовом столкновении двигатель уходит под пол, спасая ноги передних седоков, однако это выливается в неимоверные страдания механиков при замене чего-либо, отличающегося от воздушного фильтра.
На ремне генератора тут завязано всё, что можно себе представить. Это и помпа, и климат. При обрыве ремня у вас не получится заменить его в полевых условиях, как на большинстве отечественных и иностранных машин. Попытка доехать до сервиса "на аккумуляторе" скорее всего приведёт к перегреву двигателя. Так что только эвакуатор.
Расход у большинства Ашек в пределах 10 литров, что для двигателя 1.6 семнадцатилетней давности вполне приемлемый показатель. Моторист, знающий эти движки, как свои три пальца, неистово порекомендовал перейти на тойотовское масло, что и было сделано. Угара масла нет, что приятно вдвойне. Сколько там скручено на одометре, я не знаю, но похоже мне достался один из тех мерседесовких двигателей, которые могут пройти полмиллиона, если не больше. Сейчас на одометре 275.000. Слышал, что у двигателей 1.4 моторесурс существенно ниже.
Что в итоге пришлось заменить за эти полтора года (кроме расходников): внутренние тяги замков задних дверей, верхнюю петлю правой передней двери (расслоилась!), бачок омывателя, кулису МКПП, генератор (да-да, заклинило и оборвался ремень), рулевую колонку, заднюю подвеску в сборе, амортизаторы по кругу, радиатор, лампы подсветки.
Что в этих машинах ломается постоянно и вообще раздражает хозяев:
- отламывается ручка лифта водительского сиденья (такая длинная выступающая кочерга, которую водитель постоянно цепляет задницей при посадке-высадке);
- в "роботах" постоянно глючит механизм переключения (вообще Ашку крайне нежелательно брать с "роботом");
- всё навесное, что находится справа от водителя: помпа, климат, генератор -- открыто для летящей с дороги соли, это убивает агрегаты быстрее, чем они ломались бы сами;
- очень сложный уход за складным люком: много пластиковых силовых деталей (кстати, педали тоже пластиковые!), которые часто ломаются и клинят, сложно влезть в дренажные отверстия для промывки;
- со временем провисают петли передних дверей;
- при частом использовании пассажирского сиденья переламывается шлейф от датчика присутствия, который проходит через переднюю верхнюю кромку подушки, что вызывает ошибку SRS:
- при снятии пассажирского сиденья часто возникает ошибка SRS, которую приходится сбрасывать через компьютер;
- ржавеют задние и передние арки, передняя кромка капота у водосливов (задняя дверь и передние крылья полностью пластиковые, они "вечные");
- память электронных блоков достаточно примитивная, даже через STAR невозможно оценить реальный пробег.
Отдельная песня про колесные болты. Большинство Ашек идут с литыми дисками, хотя резина на "штамповках" более лёгкая и снижает нагрузку на подвеску. Так вот найти в автомагазинах болты под Ашкину штамповку -- это отдельный квест, и он, к счастью, пройден.
Резюме: это прекрасно задуманная машина для жителя Европы, готового в любой момент заменить что-то в своём любимце. Непредсказуемые расходы компенсируются высокой посадкой, повышенным комфортом для задних пассажиров и парковочным пространством в 2/3 от обычного автомобиля. Для "межгорода" машина непригодна, хотя и разгоняется до 140-150 км/ч, из-за неудобной формы передних сидений. Для коротких городских поездок -- самое то!
В общем, пока ездит...
Плюсы
Приятная высокая посадка, Отличная ассистирующая электроника, Простор для задних пассажиров, Относительно небольшой расход бензина
Минусы
Непредсказуемая ломучесть, Невероятная сложность в обслуживании, Дорогая блочная замена, Неудобные спинки передних сидений
Все плюсы и минусы модели