Почему у нас до сих пор не ввели обязательную маркировку моторных масел?
Эта тема активно обсуждалась в 2021 году. Писали и говорили о том, что из-за большого количества подделок моторных масел в нашей стране их вот-вот включат национальную систему глобальной прослеживаемости и сплошной маркировки товаров, которая называется «Честный знак».
Однако после известных событий процесс, что называется, спустили на тормозах – на рынке смазочных материалов началось такое, что стало не до маркировок – не остаться бы вовсе без масел.
Теперь же, когда стало ясно, что без масел, хороших и не очень, россияне не остались, тема вновь стала актуальной.
Под знаком
Как выглядит обязательная маркировка товаров, читатели, скорее всего, уже много где видели. Наклейки либо нанесённые прямо на тару изображения с кодом Data Matrix, который содержит информацию о продукции в базе данных Национальной системы маркировки «Честный знак», можно заметить и на обуви, и на пиве, и на бутилированной питьевой воде, и на молочной продукции.
Как видим, значок похож на QR-код, но это не он. Чтобы его считать, требуется специальное приложение системы «Честный знак». Сам код содержит информацию из специальной базы данных, которую собирает и ведёт Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — назначенный Правительством РФ официальный оператор системы.
В результате как магазины, закупающие товары у крупных поставщиков, так и конечные потребители, приобретающие товары в личное пользование, имеют возможность мгновенно «пробить» их по базе, дабы удостовериться, что они подлинные и качественные.
Контрафакт – в блок!
О планах создать единую систему прослеживаемости товаров Правительство РФ объявило ещё в 2017 году, после чего вышел и соответствующий федеральный закон, введший понятие «обязательная маркировка». Начать эксперимент было решено с шуб и табачных изделий.
Затем «под раздачу» попали обувь, духи, пиво, велосипеды, фотокамеры, шины, текстиль и молочная продукция. С 1 сентября этого года маркировать «Честным знаком» начнут детскую воду, безалкогольные напитки, медицинские препараты, кресла-каталки, БАДы и антисептики. А в феврале 2023-го был даже запущен эксперимент по внедрению системы, технически блокирующей продажу просроченного либо нелегального табака.
Будет ли что-нибудь подобное в ближайшее время внедрено и для моторных масел? Учитывая тот факт, что доля фальсификата на российском рынке товаров этой группы местами доходит до 50-60% (по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры»), такая мера видится отнюдь не лишней. Так почему же тогда к ней до сих пор не прибегли?
Нет инициативы – нет маркировки
О создании рабочей группы по введению маркировки моторных масел в рамках ЦРПТ речь велась ещё в 2019 году, когда доля подделок среди моторных масел, по оценкам экспертов, держалась на уровне 20% (исключая некоторые регионы, где объем фальсификата уже тогда достигал 60%). Однако группа так и не была создана. Вопрос – почему?
Дело в том, что заказ на изготовление кодов и включение товаров в систему «Честный знак» должен исходить от самих производителей (импортёров). Это они – представители отрасли – должны выступить с инициативой и попросить органы исполнительной власти ввести обязательную маркировку. Так почему же не просят?
Очевидно, просто потому, что не хотят, и причины у этого нежелания достаточно понятные. Во-первых, сами коды нужно оплачивать поштучно (по аналогии со штрих-кодами). Таким образом, чем больше товаров необходимо промаркировать, тем больше денег на это потребуется.
Во-вторых, производитель (импортёр) наносит коды на свои товары самостоятельно, то есть весь процесс нужно как-то организовать, использовав собственные рабочие ресурсы и закупив для этого соответствующее оборудование.
Учитывая всё это, выходит, что маркировка для честных производителей и импортёров — это, в первую очередь, дополнительная, причём весьма ощутимая, статья расходов. А «вешать себе на шею» новое финансовое бремя, когда расходы и без того растут по всем фронтам, хочется чуть более, чем никому.
И потом, прямой вред от рыночного мошенничества получают, так или иначе, конечные потребители. Значительный ущерб несут также и розничные продавцы, чья репутация от продаж контрафакта страдает в первую очередь.
Однако от волеизъявления что первых, что вторых в описываемом вопросе ничего не зависит. Те же, чья воля имеет значение и может ускорить процесс, хоть и всецело за порядок на рынке, но никак не за лишние расходы для себя, особенно в текущей рыночной ситуации.
Наконец, львиную долю поддельных масел сейчас составляет фальсификат брендов, которые официально Россию покинули. Соответственно, ни производителей, ни официальных импортёров в стране нет. Стало быть, и данные о продуктах в систему «Честный знак» передавать формально некому.
Таким образом, обязательная маркировка на эту «серую» часть рынка не может повлиять ровным счётом никак. Остальным же представителям отрасли, как уже было сказано выше, выгода от введения обязательной маркировки пока не вполне очевидна.
На что же опереться в выборе товаров покупателям и честным продавцам, пока маркировку моторных масел не ввели? Открывайте наш бортжурнал почаще — мы об этом напишем ещё не одну статью!
Самые неискоренимые стереотипы о моторных маслах
Говорят, что в спорах рождается истина. Так ли это на самом деле, начинаешь сильно сомневаться, попадая на какой-нибудь автомобильный форум, где ведутся дискуссии об автомаслах. Потому как если иной а...
Синтетическое масло: что оно такое, и важно ли это вообще?
Автовладельцы часто задают нам вопросы относительно состава масел, и звучат эти вопросы приблизительно так: «А это масло точно синтетическое? В нем точно нет “минералки”?». Очевидно, задающие подобно...
Подбираем масла HYUNDAI XTeer для Lada Granta
Lada Granta – абсолютный лидер на российском авторынке. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2024 году эта модель третий раз подряд заняла первое место по продажам, разошедшись тиражом бол...
#ТО
Не беспокойтесь, это не подделка! Или как развидеть суслика
В последнее время мы часто поднимаем в своих статьях тему поддельных автомобильных масел. Что уж поделать – время такое, и призывать автовладельцев к бдительности мы считаем своим долгом. Однако недав...
Какой товар лучше не покупать: рекомендации импортера масел
В прошлом материале мы разобрались, в чем существенная разница между фальсификатом и контрафактом. Попутно пришли к выводу, что для потребителей эта разница не так уж и важна, поскольку речь, по сути,...
Фальсификат и контрафакт: в чем разница и какое зло хуже?
С введением западных санкций и легализацией параллельного импорта российский рынок заполнился товарами с сомнительным происхождением. В особенности это коснулось товаров, связанных с ремонтом и обслуж...
Новогодние гадания на моторном масле: тренд или бред?
С наступлением новогодних праздников многие из нас начинают задумываться о том, что принесет грядущий год. А некоторые – пытаются, в прямом смысле, угадать будущее, прибегая для этого к самым различны...
Мороз и масло: как въехать в Новый год без сюрпризов от мотора
Смена года – время чудес, праздников и, конечно же, морозов. Мы утепляемся, кутаемся в шарфы, покупаем теплую обувь, но часто забываем, что наш автомобиль тоже нуждается в «зимней одежде». Ключевой эл...
За что западный энергогигант судится с российскими компаниями?
Компания ExxonMobil этой осенью четко дала российскому бизнесу понять, что исключительное право на товарные знаки не исчезает вместе с фактическим присутствием брендов на рынке. Более 20 судебных проц...
Чем лучше всего смазывать двигатели китайских машин?
Количество бюджетных китайских автомобилей на российских дорогах растет с каждым днем. И удивляться тут нечему: при относительной дешевизне эти машины производят неплохое первое впечатление. А каким б...
Как пройти ТО в автосервисе без потерь для нервов и кошелька?
Как проконтролировать качество выполненных работ в автосервисе и избежать переплат, особенно в период межсезонья, когда плановые ТО делают практически все автомобилисты, и спрос на услуги станций техо...
Дилер, СТО, гараж: где лучше менять автомобильное масло?
Замена моторного масла – необходимая процедура для поддержания автомобиля в рабочем состоянии, и тут без выбора: ты или бдительно следишь за истечением межсервисных интервалов и вовремя делаешь все за...
Почему бензиновые "динозавры" никак не уступят "зеленым" машинам
Электромобиль сегодня часто представляют неким символом светлого будущего человечества, которое вот-вот наступит, полностью вытеснив с дорог транспорт с традиционными двигателями внутреннего сгорания...
Почему южнокорейские моторные масла стали для нас выбором №1
Российские автомобилисты и раньше питали особую симпатию к моторным маслам из Южной Кореи, ценя их качество и надежность. А за последние 2,5 года, в связи с санкциями и уходом западных производителей,...
Моторное масло кажется подозрительным, что делать? Часть 2
Покупка товаров, а особенно автозапчастей и расходников на маркетплейсах – это всегда определённый риск приобрести что-нибудь не то. Не ошибёшься сам – ошибётся продавец, а то и намеренно обманет. Или...
Моторное масло кажется подозрительным, что делать? Часть 1
В момент оформления покупки на маркетплейсе покупатель не видит товар вживую. Рассмотреть его во всех деталях получается лишь задним числом. Тогда-то и обнаруживаются досадные мелочи: слегка нарушенна...
Реальная ситуация с качеством моторных масел в России
В последние годы российский рынок столкнулся с проблемой роста количества поддельных моторных масел, что вызывает серьёзные опасения у автовладельцев. Масла известных брендов, таких как Shell, Mobil и...
10 лайфхаков с моторным маслом для автолюбителей
Что делать, если у масла истек срок годности, или после замен накопились остатки, которые в двигатель уже не зальешь, а девать особо некуда? Ни в коем случае ничего не выбрасывать! Вот подборка полезн...
10 самых распространенных причин "масложора"
Иногда за решением проблем, связанных с машиной, автовладельцы идут не к опытному автомеханику, а на автолюбительские форумы в интернете. Например, причины угара моторного масла почему-то чаще всего и...
Остросюжетная история про металлический шарик в моторном масле
Не зря времена перемен называют лихими – некоторые события и явления, возникающие на фоне больших потрясений, иначе как лихими не назовёшь. Вот взять хотя бы «серый» импорт – чем не лихачество на волн...