Моторное масло кажется подозрительным, что делать? Часть 2

4 сентября 2024
271
Покупка товаров, а особенно автозапчастей и расходников на маркетплейсах – это всегда определённый риск приобрести что-нибудь не то. Не ошибёшься сам – ошибётся продавец, а то и намеренно обманет. Или напортачат работники доставки… Часто уже лишь задним числом можно заподозрить неладное.
В первой части статьи мы рассказали, как быть, если вам доставили испачканную канистру моторного масла или канистру с внешними дефектами. Также мы рассмотрели случаи, если у товара оказалась другая этикетка, не похожий на прежний колпачок, а то и вовсе другое название.
Продолжаем разговор о «спорных» моментах, которые могут обнаружиться по факту совершения покупки автомобильного масла на маркетплейсе.
Не тот допуск на этикетке
Важнейшим критерием в выборе масла является так называемый допуск – присвоенный продукту стандарт качества в соответствии с той или иной международной классификацией смазочных материалов. Какой именно это должен быть стандарт, всегда указывается в Руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Соответственно, выбирая моторное масло на маркетплейсе, сознательный покупатель сверяется с мануалом и ищет масло с тем допуском, который в нём рекомендован.
И бывают случаи, когда в карточке товара пользователь видит масло с маркировкой по одному допуску, а на руки получает масло с другой маркировкой – по другому допуску. Первая мысль покупателя: прислали не то масло.
Но спешить возвращать такой товар обратно продавцу, возможно, совершенно бессмысленно. Дело в том, что одно и то же масло с течением времени может быть сертифицировано по более актуальному допуску.
Например, весной 2020 года Американский институт нефти (API) начал сертифицировать моторные масла для легкового пассажирского транспорта по новейшему стандарту API SP. Ряд производителей, такие как производитель масел HYUNDAI XTeer – южнокорейская компания Hyundai Oilbank, сертифицировали по новому допуску масла из уже существующих линеек.
И до сих пор в продаже можно встретить одни и те же масла, но с разными допусками. Те, что были выпущены до весны 2020 года, имеют более старый допуск API SN Plus. Масла же из партий, выпущенных позже, имеют маркировку API SP.
Загвоздка в том, что во многих интернет-магазинах описания товаров не меняются годами. На складе иного продавца все масла давно новые, с актуальными допусками, а в карточках товаров по-прежнему фигурируют устаревшие данные – или в описаниях, или на фотографиях, или сразу везде.
Что же делать покупателю в случае, если он думал, что покупает масло с одним допуском, а получил с другим?
Отвечая на этот вопрос, следует помнить про принцип обратной совместимости масел с допусками API. Подробно о том, что это такое, мы писали в отдельном материале.
Если очень кратко, то главное — чтобы имеющийся у масла допуск был не старше того, который рекомендован в мануале.
Скажем, если вместо масла с допуском API SP пришёл товар с маркировкой API SN Plus, API SN и т.д. (по ниспадающей классификации API), его стоит вернуть продавцу, так как использовать масло с более старым допуском API там, где рекомендован более новый, нельзя.
И, наоборот, масла с маркировкой API SP можно использовать во всех двигателях, производители которых рекомендуют ориентироваться на стандарты API. Потому что этот допуск самый новый, и по требованиям к маслу он перекрывает все предыдущие.
Продавец не приложил документы
Ответ на вопрос, должен ли продавец предоставлять покупателю вместе с автомобильным маслом ещё и какие-либо документы, стоит искать в техническом регламенте ТР ТС 030/2012.
Согласно ему (а именно, пунктам 3.4, 3.6), каждая партия выпускаемых в обращение товаров данной категории должна сопровождаться паспортом качества и паспортом безопасности. Покупателю эти документы могут предоставляться в виде копий по требованию.
Соответственно, если таковое требование в адрес продавца не было озвучено, то не стоит удивляться, что купленное на маркетплейсе моторное масло было доставлено без каких-либо сопроводительных бумаг с печатями.
И уж тем более, их отсутствие не может быть рассмотрено в качестве веской причины для отказа от товара.
Если есть необходимость иметь на руках документы на моторное масло (например, чтобы предоставить их в сервис), можно скачать цифровые копии таковых на сайте производителя или официального импортёра, а затем распечатать на домашнем принтере. Юридическая сила таких копий будет равняться той, которую имели бы «распечатки», приложенные к товару.
Масло имеет подозрительный цвет/запах/консистенцию
Оттенки масла от партии к партии могут немного отличаться. Главное – чтобы внутри не было никакого осадка, а само масло, в целом, имело заявленный производителем цвет (прописан в паспорте качества).
Всё прочее – следствие индивидуальных особенностей восприятия цвета и запаха. Писать представителям бренда, что у масла «какой-то не такой» цвет или запах, нет смысла, поскольку объективно оценивать качественные параметры продукта со слов или по фото никто не умеет.
Это может сделать только лаборатория по результатам анализа образца, взятого определённым образом. Так что если по прочим признакам масло подлинное, то лучше его лишний раз не нюхать, а использовать по прямому назначению.
Если подозрения всё же не дают покоя, то лучше вернуть товар ещё до того, как канистра будет вскрыта.
Согласно правилам дистанционной торговли, утверждённым Постановлением Правительства РФ N 612, товар надлежащего качества можно вернуть продавцу в течение семи дней с момента покупки, но при условии, что его товарный вид сохранён. Понятное дело, вскрытая канистра моторного масла этому условию не отвечает.
Подводя общий итог, можно сказать, что внимательность при покупке моторных масел ещё никому не вредила. Однако и излишняя подозрительность не всегда имеет под собой почву.
Самый верный способ подтвердить либо искоренить подозрения – обратиться непосредственно к лицам, официально представляющий бренд. Естественно, если таковые в стране имеются…
1
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий