Допуски API – чистая формальность или необходимость?
По нашим наблюдениям, многие автовладельцы убеждены в формальной природе получения допусков для автомобильных масел от организаций уровня API – Американского института нефти.
По их мнению, это не более чем вопрос имиджа и денег, за которые якобы можно получить любой сертификат, было бы на это желание производителя.
А давайте мы просто расскажем о том, как возник и чем на протяжении своей истории занимался API.
Возможно, часть скептически настроенных читателей расширит свой кругозор, а заодно и взгляд на то, почему маркировка Института на канистре с моторным маслом – это действительно знак качества, на не дань моде, традициям или живущему по каким-то непонятным правилам рынку.
Как возник API
Нефть в Соединенных Штатах начали добывать давно, порядка 200 лет назад или даже более того. Горючую субстанция чаще всего обнаруживали случайно, например, в колодцах, которые бурили для добычи соли.
Маслянистую жидкость, чтобы не мешала, отделяли от поступавшего в колодцы рассола, а чтоб добру не пропадать, использовали для отопления тех же солеварен или заправляли в лампы.
Целенаправленно добывать нефть американцы начали лишь после 1859 года, когда открылась скважина Ойл-Крик в штате Пенсильвания. Ее также называют скважиной Дрейка — по фамилии одного из разработчиков Эдвина Л.
Дрейка, который вместе с партнёром Джорджем Бисселом 27 августа 1859 года впервые с успехом применил буровую установку на скважине, изначально предназначенной для добычи нефти.
Партнеры рассчитывали использовать ее для получения и дальнейшей продажи полезных в хозяйстве нефтепродуктов, например, керосина — и не прогадали. Так был дан старт промышленной отрасли, ставшей с тех пор для США одной из главных.
На фото из открытого источника: брошюра о продаже нефтепродуктов, датированная 1879 г.
После открытия скважины Дрейка разработка месторождений началась повсеместно – от Пенсильвании и Аппалачей до Нью-Йорка и Калифорнии.
Спустя 50 лет это были уже сотни скважин и десятки компаний, деятельность которых худо-бедно регулировалась лишь «сверху» и совсем никак – изнутри. А между тем, начавшаяся Первая мировая война выявила среди нефтяных промышленников острую потребность в некоем объединении, которое бы, с одной стороны, устанавливало стандарты внутри отрасли, и с другой — лоббировало ее интересы во властных верхах.
Первым шагом на пути к удовлетворению этой потребности стало формирование Национального комитета нефтяной военной службы под руководством Промышленной Палаты США. Комитет, куда вошли руководители крупнейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний страны, был призван обеспечить бесперебойную подачу нефти в вооруженные силы.
На фото из открытого источника: Национальный комитет нефтяной военной службы США в полном составе
Когда война окончилась, на базе этого комитета 20 марта 1919 года и был основан Американский институт нефти. И первое, чем он занялся, стал сбор и анализ статистики по добыче сырой нефти в стране.
Полученные данные были объединены в отчет, который увидел свет в 1920 году. С этого времени сбор аналогичной статистики API ведет непрерывно.
Позже отчеты стали дополняться информацией о производимых в стране и мире нефтепродуктах, о работе нефтеперерабатывающих предприятий, об импорте и экспорте и многими другими данными, которые, к тому же, сопровождались экономическим анализом и результатами собственных исследований API.
Что немаловажно, Институт предоставлял отчеты не только правительству, но и средствам массовой информации. Благодаря этому API очень быстро стал и остается по сей день одним из самых популярных и уважаемых источников данных по отрасли, которым пользуются не только американцы, но и весь остальной мир.
Их Величества Стандарты
Другая важнейшая часть деятельности Американского института нефти – это, безусловно, разработка стандартов и классификаций. Первым «под раздачу» попало нефтепромысловое оборудование, которого после Первой мировой войны в США, во-первых, сильно не хватало, а во-вторых, в нем не было единообразия: детали и комплектующие от разных производителей не подходили друг к другу, что приводило к перебоям и простоям в работе компаний.
В 1924 году API опубликовал первые отраслевые стандарты. По сути, этим он принял на себя руководство разработкой и эксплуатацией всего нефтяного, газового и нефтехимического оборудования в стране.
Многие стандарты и рекомендации API, которых за 100 лет деятельности Института было опубликовано аж 700, включены в государственные и федеральные нормативные акты США. А международное регулирующее сообщество их активно цитирует и использует на своих территориях.
Так дело обстоит, например, с Системой лицензирования и сертификации моторных масел API’s Engine Oil Licensing and Certification System (EOLCS), разработанной API в 1993 году для удобства потребителей.
Система разрешает продавцам использовать Знаки качества API на канистрах с моторными маслами, отвечающими установленным требованиям. Эмблемы наносятся непосредственно на емкости с сертифицированным маслом для бензиновых и дизельных двигателей, что помогает автовладельцам определять качественные и точно подходящие продукты для своих автомобилей.
Канистра моторного масла c эмблемой API, указывающей на наличие действующего сертификата.
API в настоящем
На сегодняшний день, по официальным данным, API насчитывает более 600 членов, от крупнейших представителей отрасли до маленьких независимых компаний. Среди них есть добывающие, перерабатывающие и сервисные компании, морские перевозчики, оптовые и розничные продавцы.
API по-прежнему собирает и публикует статистические данные об отрасли, разрабатывает и продвигает стандарты качества для нефтяного, газового и нефтехимического оборудования и производимой компаниями продукции.
Также Институт организует семинары, практикумы и конференции, плюс предоставляет предприятиям нефтегазовой отрасли свои обучающие материалы по нормативным требованиям и стандартам, которые сегодня все больше нацелены на безопасность — как производства, так и людей на производстве, а также всей, в целом, окружающей среды.
Сам API так и декларирует, что его миссия — способствовать обеспечению безопасности в нефтегазовой отрасли во всем мире.
Например, требования новейшего стандарта API для моторных масел API SP во многом как раз про безопасность, а именно — про снижение вредных выбросов транспорта в окружающую среду.
И конечно, все крупнейшие производители мира уже стали выпускать продукцию, отвечающую этим требованиям, и получили для нее соответствующие сертификаты API — так же, как это еще весной 2020 года сделал южнокорейский производитель смазочных материалов HYUNDAI XTeer – Hyundai Oilbank.
Таким образом, Американский институт нефти – это действительно очень серьезная, старейшая в мире организация, которая разработала безукоризненно работающую на сегодняшний день систему сертификации смазочных материалов.
Вот почему и производители, и потребители моторных масел во всем мире с большим трепетом относятся к вопросу соответствия его стандартам качества.
Предъявленный потребителю сертификат API — это твердая гарантия того, что масло сделано из лучшего в мире сырья, самыми лучшими в мире специалистами в своей области и протестировано на самом лучшем в мире оборудовании.
И это не громкие заявления – таково реальное положение вещей. Или вы все-таки не готовы с этим согласиться?
Самые неискоренимые стереотипы о моторных маслах
Говорят, что в спорах рождается истина. Так ли это на самом деле, начинаешь сильно сомневаться, попадая на какой-нибудь автомобильный форум, где ведутся дискуссии об автомаслах. Потому как если иной а...
Синтетическое масло: что оно такое, и важно ли это вообще?
Автовладельцы часто задают нам вопросы относительно состава масел, и звучат эти вопросы приблизительно так: «А это масло точно синтетическое? В нем точно нет “минералки”?». Очевидно, задающие подобно...
Подбираем масла HYUNDAI XTeer для Lada Granta
Lada Granta – абсолютный лидер на российском авторынке. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2024 году эта модель третий раз подряд заняла первое место по продажам, разошедшись тиражом бол...
#ТО
Не беспокойтесь, это не подделка! Или как развидеть суслика
В последнее время мы часто поднимаем в своих статьях тему поддельных автомобильных масел. Что уж поделать – время такое, и призывать автовладельцев к бдительности мы считаем своим долгом. Однако недав...
Какой товар лучше не покупать: рекомендации импортера масел
В прошлом материале мы разобрались, в чем существенная разница между фальсификатом и контрафактом. Попутно пришли к выводу, что для потребителей эта разница не так уж и важна, поскольку речь, по сути,...
Фальсификат и контрафакт: в чем разница и какое зло хуже?
С введением западных санкций и легализацией параллельного импорта российский рынок заполнился товарами с сомнительным происхождением. В особенности это коснулось товаров, связанных с ремонтом и обслуж...
Новогодние гадания на моторном масле: тренд или бред?
С наступлением новогодних праздников многие из нас начинают задумываться о том, что принесет грядущий год. А некоторые – пытаются, в прямом смысле, угадать будущее, прибегая для этого к самым различны...
Мороз и масло: как въехать в Новый год без сюрпризов от мотора
Смена года – время чудес, праздников и, конечно же, морозов. Мы утепляемся, кутаемся в шарфы, покупаем теплую обувь, но часто забываем, что наш автомобиль тоже нуждается в «зимней одежде». Ключевой эл...
За что западный энергогигант судится с российскими компаниями?
Компания ExxonMobil этой осенью четко дала российскому бизнесу понять, что исключительное право на товарные знаки не исчезает вместе с фактическим присутствием брендов на рынке. Более 20 судебных проц...
Чем лучше всего смазывать двигатели китайских машин?
Количество бюджетных китайских автомобилей на российских дорогах растет с каждым днем. И удивляться тут нечему: при относительной дешевизне эти машины производят неплохое первое впечатление. А каким б...
Как пройти ТО в автосервисе без потерь для нервов и кошелька?
Как проконтролировать качество выполненных работ в автосервисе и избежать переплат, особенно в период межсезонья, когда плановые ТО делают практически все автомобилисты, и спрос на услуги станций техо...
Дилер, СТО, гараж: где лучше менять автомобильное масло?
Замена моторного масла – необходимая процедура для поддержания автомобиля в рабочем состоянии, и тут без выбора: ты или бдительно следишь за истечением межсервисных интервалов и вовремя делаешь все за...
Почему бензиновые "динозавры" никак не уступят "зеленым" машинам
Электромобиль сегодня часто представляют неким символом светлого будущего человечества, которое вот-вот наступит, полностью вытеснив с дорог транспорт с традиционными двигателями внутреннего сгорания...
Почему южнокорейские моторные масла стали для нас выбором №1
Российские автомобилисты и раньше питали особую симпатию к моторным маслам из Южной Кореи, ценя их качество и надежность. А за последние 2,5 года, в связи с санкциями и уходом западных производителей,...
Моторное масло кажется подозрительным, что делать? Часть 2
Покупка товаров, а особенно автозапчастей и расходников на маркетплейсах – это всегда определённый риск приобрести что-нибудь не то. Не ошибёшься сам – ошибётся продавец, а то и намеренно обманет. Или...
Моторное масло кажется подозрительным, что делать? Часть 1
В момент оформления покупки на маркетплейсе покупатель не видит товар вживую. Рассмотреть его во всех деталях получается лишь задним числом. Тогда-то и обнаруживаются досадные мелочи: слегка нарушенна...
Реальная ситуация с качеством моторных масел в России
В последние годы российский рынок столкнулся с проблемой роста количества поддельных моторных масел, что вызывает серьёзные опасения у автовладельцев. Масла известных брендов, таких как Shell, Mobil и...
10 лайфхаков с моторным маслом для автолюбителей
Что делать, если у масла истек срок годности, или после замен накопились остатки, которые в двигатель уже не зальешь, а девать особо некуда? Ни в коем случае ничего не выбрасывать! Вот подборка полезн...
10 самых распространенных причин "масложора"
Иногда за решением проблем, связанных с машиной, автовладельцы идут не к опытному автомеханику, а на автолюбительские форумы в интернете. Например, причины угара моторного масла почему-то чаще всего и...
Остросюжетная история про металлический шарик в моторном масле
Не зря времена перемен называют лихими – некоторые события и явления, возникающие на фоне больших потрясений, иначе как лихими не назовёшь. Вот взять хотя бы «серый» импорт – чем не лихачество на волн...