ТМ100А для системы охлаждения: что важно знать о датчике температуры

Когда на моём ЗАЗ 1103 начались проблемы с указателем температуры охлаждающей жидкости, я впервые заинтересовался устройством системы контроля температуры. Ключевую роль здесь играет датчик ТМ100А.
Делюсь опытом: как устроен этот датчик, чем он отличается от других и на что стоит обратить внимание при его замене.
Принцип работы датчика ТМ100А
Датчик ТМ100А работает на основе свойства полупроводников менять своё сопротивление при изменении температуры. В отличие от металлических терморезисторов, полупроводниковые обладают в 10 раз большим температурным коэффициентом сопротивления. То есть при росте температуры сопротивление датчика резко падает.
Датчик подключается к электрической цепи контрольного прибора. При нагревании или охлаждении меняется ток через датчик, что приводит к движению стрелки указателя температуры на панели приборов.
Характеристики датчика ТМ100А
• Диапазон измерения температуры: от 40 до 120 °C
• Номинальное напряжение: 12 В или 24 В
• Ток нагрузки: 0,1 А
• Чувствительный элемент: терморезистор
• Размер под ключ: S19
• Резьба крепления: К 3/8
• Тип соединения: штырь
• Масса: около 50 г
На моём автомобиле стоял датчик с резьбой К 3/8 и креплением под стандартный ключ на 19 мм — замена прошла без проблем.
Как устроен датчик ТМ100А
Корпус датчика выполнен из латуни или бронзы. Внутри корпуса закреплена таблетка терморезистора, к которой через изолированную пружину подключен штыревой контакт. Коническая резьба и шестигранник обеспечивают надёжное крепление датчика в корпусе двигателя или в патрубке системы охлаждения.
Применение датчика ТМ100А в автомобилях
Датчик используется совместно с логометрическими указателями температуры охлаждающей жидкости. Принцип работы такой указательной системы основан на взаимодействии магнитных полей обмоток и магнита, прикреплённого к стрелке. Чем ниже сопротивление датчика (то есть выше температура), тем сильнее отклоняется стрелка вправо.
Диагностика и проверка датчика ТМ100А
Если возникают подозрения на неисправность, датчик можно проверить следующим образом:
— Подключить датчик к тестеру, измеряющему сопротивление.
— Поместить датчик в нагреваемую воду вместе с ртутным термометром.
— Сравнить сопротивление датчика при разных температурах с эталонными значениями.
Типичная зависимость сопротивления ТМ100А от температуры:
• 40 °C — около 136 Ом
• 60 °C — около 70 Ом
• 80 °C — около 40 Ом
• 100 °C — около 25 Ом
• 120 °C — около 15 Ом
У меня старый датчик при 80 °C показывал сопротивление почти в два раза выше нормы, что объясняло некорректную работу стрелки.
Основные причины неисправностей
Не всегда виноват сам датчик. Часто проблемы с показаниями температуры связаны с:
— Обрывами или короткими замыканиями в проводке,
— Плохими контактами в местах соединений,
— Неисправностями контрольных приборов.
Перед заменой стоит обязательно проверить целостность всей цепи мультиметром.
У себя на ЗАЗ 1103 я поставил новый ТМ100А и сразу заметил: стрелка стала работать стабильнее, а температура охлаждающей жидкости всегда под контролем.
6
Комментарии1
Еду по трассе 80 км,стрелка на белой риске перед красной шкалой,примерно через какое то время,стрелка снижается к 80 гр.(чуть выше),через какое то время снова практически в красном секторе.По городу практически в красном секторе.При включении поворотов,или вентилятора печки ,стрелка поднимается на 2 мм.Что такое может быть?
Нравится
Ответить
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем