Нет зарядки на Ниве: разбираю главные причины и как их устранить своими руками
Во время езды по проселку на Ниве 21213, на приборке начала загорелась красная лампочка с аккумулятором. Это один из тех сигналов, который игнорировать нельзя.
Он означает, что генератор перестал давать зарядку, и теперь я еду исключительно на запасе аккумулятора, которого надолго не хватит. Нужно было срочно искать причину.
Первые шаги: простые проверки, которые экономят время
В системе зарядки старой Нивы нет сложной электроники, и это ее огромный плюс. Большинство проблем можно найти и устранить буквально «в поле».
Первым делом я всегда провожу две простейшие проверки:
1. Осмотр ремня генератора. Банально, но именно с этого я начинаю. Не ослаб ли он? Не порвался ли? Если ремень на месте и натянут нормально (прогиб при нажатии пальцем не более 1-1,5 см), идем дальше.
2. Поведение контрольной лампы. Это очень важный диагностический инструмент на «классике».
• Лампа горит при работающем двигателе: это классический симптом — зарядки нет.
• Лампа НЕ горит при включении зажигания (до запуска): а вот это хитрый момент! На этих машинах ток возбуждения генератора часто идет через эту лампочку. Если она перегорела или у нее плохой контакт в приборке, генератор просто не начнет работать. Так что, если лампа не загорается вместе с лампой давления масла при повороте ключа, проблема может быть в ней.
Мой список главных «подозреваемых»
Если простые проверки ничего не дали, я начинаю перебирать самых частых виновников, от простого к сложному.
1. Регулятор напряжения («Шоколадка») и щетки. Это подозреваемый номер один. На генераторах «Нивы» регулятор напряжения — это небольшая деталь, часто объединенная в один узел со щетками.
От времени и вибраций он выходит из строя, а щетки просто стираются. Замена этого узла — дело 10 минут, и стоит он копейки.
2. Контакты и масса. Окисленные или плохо затянутые клеммы на аккумуляторе, силовой провод на генераторе или плохой контакт провода «массы» с двигателя на кузов — классика жанра для любой Нивы. Я всегда проверяю и зачищаю эти соединения.
3. Диодный мост («подкова»). Это уже внутренняя неисправность самого генератора. Если один из диодов в выпрямительном мосте пробит, зарядка будет слабой или пропадет совсем, а контрольная лампа может тускло гореть на средних оборотах. Здесь уже требуется снятие и переборка генератора.
Проверка мультиметром: ставим точный диагноз
Чтобы окончательно убедиться в отсутствии зарядки, я использую мультиметр. На заведенном двигателе измеряю напряжение на клеммах аккумулятора. Если оно ниже 13 Вольт и постепенно падает — зарядки точно нет. После успешного ремонта напряжение должно вернуться в норму — 13.7–14.4 Вольта.
В моем случае виновником оказалась именно «шоколадка». Заменив ее на новую прямо на обочине (благо, всегда вожу с собой запасную), я увидел, как погасла красная лампа, а напряжение на клеммах вернулось к бодрым 14.1 В. Проблема была решена.