Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ-2110/2112 (16 клапанов): моя история и инструкция

18 августа 2025
754
Недавно мой ВАЗ-2112 начал проявлять признаки износа маслосъёмных колпачков: появился повышенный расход масла, а из выхлопной трубы иногда шёл сизый дым. Понимая, что пора принимать меры, я решил самостоятельно заменить колпачки. Задача оказалась непростой, но выполнимой — и сейчас я поделюсь своим опытом.
Почему стоит заменить маслосъёмные колпачки
Маслосъёмные колпачки играют важную роль в двигателе: они предотвращают попадание масла в камеру сгорания. Со временем эти детали изнашиваются, что приводит к следующим проблемам:
- повышенный расход масла;
- появление нагара на клапанах и свечах зажигания;
- ухудшение работы двигателя;
- возможный выход двигателя из строя при длительном игнорировании проблемы.
Готовим следующиие инструменты и материалы:
- набор гаечных ключей;
- съёмник для клапанов или специальные приспособления для снятия распредвалов;
- новый комплект маслосъёмных колпачков, подходящий для вашей модели автомобиля;
- прокладка клапанной крышки;
- чистая тряпка и ёмкость для слива масла;
- герметик.
Приступим к замене
1. Подготовка автомобиля:
• установите автомобиль на ровной площадке и зафиксируйте его;
• дайте двигателю остыть, затем слейте масло из двигателя;
• отключите аккумулятор — это обязательное требование техники безопасности.
2. Разборка двигателя:
• Снимаем пластиковую крышку двигателя и отсоединяем высоковольтные провода от свечей
• Снимаем короб воздушного фильтра и воздушный шланг в сборе со шлангом вентиляции картерных газов
• Отсоединяем от ресивера дроссельный узел (отсоединив все шланги, трубки и открутив крепления) и трос привода дроссельной заслонки.
• Отсоединяем от ресивера шланг подвода разрежения к электропневмоклапану и шланг вакуумного усилителя тормозов
• Отворачиваем две гайки крепления ресивера к опорам крышки головки цилиндров.
• Отверткой ослабляем хомуты крепления муфт, соединяющих ресивер с впускным коллектором.
• Снимаем ресивер.
• Снимаем модуль зажигания.
• Ключом на 10 отворачиваем болт крепления кронштейна разъема жгута проводов форсунок.
• Затем снимаем ремень генератора, ослабив натяжение.
• Поддомкратив авто, снимаем защиту двигателя и переднее правое колесо
• Далее снимаем защитный кожух ремня ГРМ, открутив болты при помощи головки на 10.
• Снимаем фишку от датчика коленчатого вала.
• Очищаем датчик от грязи и демонтируем его.
• Затем вы увидите, что на шкиве отсутствует ряд зубьев, это сделано для того, чтобы датчик смог обнаружить ВМТ, а также блокировать его для того, чтобы открутить шкив. Далее совмещаем это отверстие под датчик со шкивом, и через отверстие вставляем какой-либо предмет. Шкиф зафиксирован.
• Когда шкив заблокирован, откручиваем гайку шкива коленвала и демонтируем его.
• Затем ослабляем болт на натяжном ролике и снимаем ремень ГРМ.
• Головкой на 8 отворачиваем 15 болтов крепления крышки головки цилиндров.
• Снимаем крышку ГБЦ.
• Головкой на 8 отворачиваем 20 болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов.
• Отворачиваем и вынимаем болт крепления штанги к кронштейну задней опоры силового агрегата.
• Головкой на 15 отворачиваем три гайки крепления кронштейна задней опоры.
• Снимаем кронштейн задней опоры.
• Снимаем корпус подшипников распределительных валов.
• Вынимаем распределительные валы с сальниками.
• Снимаем две задние заглушки головки цилиндров и корпуса подшипников распределительных валов.
• Приложив магнит к торцу гидротолкателя, извлекаем его из гнезда головки цилиндров.
• Выворачиваем свечи зажигания. Устанавливаем коленчатый вал в положение ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров (по риске на маховике двигателя). В этом положении меняем колпачки клапанов 1-го и 4-го цилиндров.
• Через свечное отверстие вставляем пруток из мягкого металла диаметром 2–3 мм, изогнутый так, чтобы он встал между днищем поршня и тарелкой клапана.
• Подпятник рассухаривателя устанавливаем на тарелку пружины клапана, а зацепной рычаг заводим за головку болта, ввернутого в отверстие головки цилиндров, которое предназначено для крепления корпуса подшипников.
• Надавливая на рычаг, сжимаем пружину и извлекаем пинцетом сухари клапана.
• Вынимаем тарелку пружины и саму пружину.
3. Замена колпачков:
• специальными щипцами снимите маслоотражательный колпачок с направляющей втулки клапана — будьте внимательны, чтобы не повредить клапаны и другие детали двигателя;
• очистите посадочные места от нагара и остатков масла;
• установите/заперссуйте новые колпачки, убедившись, что они плотно прилегают и правильно установлены.
• собирите клапанный механизм в обратной последовательности.
• провернув коленчатый вал на 180°, меняем маслоотражательные колпачки клапанов 2-го и 3-го цилиндров.
4. Сборка двигателя:
• после замены колпачков соберите все компоненты в обратном порядке, внимательно проверяя каждый шаг;
• убедитесь, что все болты и гайки надёжно закреплены, но не перетянуты;
• залейте свежее масло и проверьте уровень.
Какие могут возникнуть нюансы и советы лично от меня
- перед началом работы изучите схему двигателя и порядок разборки — это поможет избежать ошибок;
- если у вас нет опыта работы с двигателем, лучше проконсультироваться с механиком;
- при замене колпачков рекомендуется проверить состояние других компонентов двигателя — например, прокладок и уплотнителей;
- после сборки обязательно проведите тестовый заезд и проверьте уровень масла — это поможет убедиться, что всё сделано правильно.
Замена маслосъёмных колпачков — трудоёмкий процесс, требующий времени и внимания к деталям. Однако, справившись с задачей, вы сможете сэкономить на услугах автосервиса и продлить срок службы своего автомобиля.
7
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем