Как я менял рулевые тяги на Ниве Шевроле — шаг за шагом
В поворотах появился ощутимый люфт, а на кочках руль стал подрагивать. Осмотр показал: пыльники рулевых тяг надорваны, шаровые наконечники с люфтом, смазки почти нет. Откладывать было нельзя, так как изношенные тяги напрямую влияют на управляемость и изнашивают шины.
На Нива Шевроле (2123) рулевая система использует тяги с резьбой M18×1.5 и регулируемой длиной от 278 до 288 мм между центрами шаровых. Эти размеры важно выдержать, чтобы сохранить схождение в пределах допуска и не ехать сразу на регулировку.
Что понадобилось для работы из инструмента и запчастей
• Домкрат и надёжные подставки.
• Головка на 19 мм и рожковый ключ — для контргаек и гаек крепления наконечника.
• Съёмник шаровых или пластиковая оправка с молотком для аккуратного выбивания.
• Плоская отвёртка и металлическая щётка для очистки резьбы.
• Комплект новых рулевых тяг (артикулы 2123-3422015 и 2123-3422016) и смазка для резьб.
• Динамометрический ключ (момент затяжки наконечника 60–80 Н·м).
• Противооткатные упоры для фиксации автомобиля.
Как проходили работы
1. Переднюю часть машины поднимают, фиксируют на подставках, снимают колесо.
2. Контргайку тяги ослабляют ключом на 19 мм.
3. Если есть шплинт на гайке шарового, его извлекают.
4. Гайку крепления наконечника к поворотному кулаку откручивают, затем с помощью съёмника выпрессовывают палец шарового — так исключается повреждение кулака или пыльника.
5. Старая тяга снимается, предварительно отмечают направление и считают обороты, на которые она была закручена в наконечник. Это позволит при установке нового узла сохранить длину и избежать сильного смещения схождения.
6. Резьбу на наконечнике и в муфте очищают щёткой.
7. Новую тягу регулируют по длине, смазывают резьбу, вкручивают наконечник на то же количество оборотов, что и старый.
8. Шаровой палец устанавливают в кулак, гайку затягивают моментом 60–80 Н·м, контргайку — с таким же контролем усилия.
9. После сборки одной стороны повторяют всё с другой, чтобы исключить перекосы по жёсткости и ресурсу.
10. Колёса ставят на место, автомобиль опускают.
Проверка после замены рулевых тяг
• На пробной поездке руль должен возвращаться ровно, без люфта, а колёса стоять прямо.
• Если рулевое «ведёт» в сторону, значит длина тяги отличается от прежней, потребуется регулировка.
• Даже при аккуратной подгонке длины всё равно полезно проверять схождение на стенде, особенно если были сомнения в износе старых деталей.
• Менять тяги лучше парой, чтобы сохранить симметрию работы рулевой и равномерный износ шин.
• Правильный момент затяжки и сохранение исходной длины — ключ к тому, чтобы после ремонта машина поехала без сюрпризов.