Первое авто

1.8
В те далекие времена я был молод, беззаботен и беден. Пил, курил и работал продавцом и кладовщиком по совместительству на конфетной оптовой базе. Наша семья, недавно увеличившаяся до трех человек, жестоко страдала от тесноты в комнате коммуналки площадью 11 квадратных метров, где порой отключали холодную воду (горячей не было почти никогда).

Посему ближе к лету меня стали посещать мысли о переезде всей семьи на дачу. Естественно, я посоветовался с супругой о перспективах провести лето на нашей старой даче. Она была не против. Поскольку места там побольше и река рядом. И не придется после работы во мраке таскать холодную воду ведрами с улицы на 4 этаж, дабы помыть младенца и постирать пеленки...

Но где взять средства, если пол-получки уходит на пиво и на сигареты? И тут меня внезапно осенило: после смерти отца в гараже осталось много всякого хлама- электродвигатели, детали станков, кнопки и пускатели. Всяческие лампочки и выключатели. Прочие конструкции и агрегаты, о назначении которых я имел самое смутное представление. или совсем не имел никакого... Быть может, какую-то часть суммы удастся заработать на продаже этого металлолома?

Не люблю тянуть когда решение принято.! И вот я уже усиленно занимаюсь коммерцией. Нужно отметить, что в то время в магазинах не было такого обилия всяческого барахла, как в наши дни... Финансовый успех превзошел все мои ожидания- я выручил больше 8 т.р. по тем деньгам. При этом, на первый взгляд, мусора в гараже не убавилось.

До сих пор перед глазами отчетливо стоят мои счастливые покупатели, увозящие на санках картофельными мешками прочь по сугробам разный хлам... Кстати, каких-то полгода спустя начался настоящий бум. И в магазинах внезапно появилось все теперешнее изобилие...

Так вот, первым делом я купил мою любимейшую газету "из рук в руки" и начал изучать ее на предмет покупки вожделенного авто. Касательно какой-то определенной марки я не размышлял. Положился на случай...

И вот уже я счастливый обладатель желтого запорожца 1988 г.в. с пробегом в 47 т.км. Бывший владелец, отставной военный, на полученные по увольнению в запас деньги прикупил себе новый ваз, а запор любезно помог отогнать в вышеупомянутый гараж. Который оказался вновь забитым. Но теперь уже более полезным приобретением. Оставшиеся деньги я извел на лодку с мотором, оформление документов на первое, второе и третье. Ну а остатки были дружно потрачены на "обмыв" покупок.

Первое время меня нескольку смущал цвет моей машины. Но я утешался тем, что у нас этот цвет "семейный". Поскольку когда-то отец владел копейкой желтого цвета...

Мысленно и с усилием наконец утвердившись в новом статусе владельца автомобиля, я принялся осваивать технику управления. Для начала пытался научится попадать в ворота гаража. Это оказалось совсем не просто. Поскольку после армии я ни разу не садился за руль и опыт вождения казался утраченным. Четыре разбитых поворотника- три справа и один слева, помятый бампер... (Отчасти виноваты и нестандартно узкие ворота- 41 москвич туда убирается если только сложить зеркала).

Но вот наконец первая поездка на работу... Первые недели все шло нормально, но затем я стал замечать потеки масла под двигателем. Во время очередной поездки на дачу меня насторожил запах. Остановился и поднял крышку моторного отсека. И встал- все внутри было забрызгано горячим маслом. Оно стекало по крышке багажника. Текло по высоковольтным проводам и заливалось в выемки где вкручиваются свечи. Набиралось в колесную нишу, забитую грязью. Бодро струилось и лилось на асфальт. Растекалось веселыми лужицами...Разумеется, запаска была вся также в масле. Оно убегало литрами за поездку. В соотношению к расходу топлива это выражалось в пропорции где-то 1:3. Тут я внезапно понял что если не хочу разорится на покупке масла, пришла пора заняться капиталкой...

И вот выбраны подходящие выходные. Гараж весь очищен. Машина загнана задом. Крышка снята и таль для подъема двигателя установлена. Разобрал весь двигатель до последней детали. Все полностью промыл бензином. Собрал его. И вновь установил в аппарат. Решил до кучи поменять резину, поменять масло в коробке и в тормозной системе. Купил за 100 р. и поставил б/у карбюратор. Поменял резинки на полуосях. Ну и разные там мелочи...

Проблемы возникли при установке гильз в блок. Они ну никак не хотели вставать на штатные места. Подточил их на точиле и запихал. Как потом оказалось, там есть специальные вырезы и нужно было просто развернуть их на 90 градусов. Поначалу меня беспокоило большое количество деталей двигателя. Но постепенно они все были использованы. Остались: большая пружина и две шайбы- большая и маленькая гладкая. Позднее мне удалось 2 "лишние" детали поставить обратно- пружину на сцепление а маленькую шайбу в распределитель. Большая оказалась с маховика. Взял "кривой стартер" а двигатель не крутится. Намертво заклинен. Но ничего- снял поддон и поигрался с вкладышами. И стало все ОК.

Заводил его долго и мучительно. Посадил 3 аккумулятора. Зато потом как приработался и настроил, заводился в -20 простым не быстрым поворотом ручки кривого стартера со второго оборота.

Все работы я делал сам и в одиночестве. И нет тут ничего такого, с чем бы не смог справится один-единственный человек. Даже не имеющий абсолютно никакого опыта "капиталенья" двигателя.

Как-то во время движения внезапно оторвался сгнивший глушитель. Он упал на асфальт, подскочил и концом воткнулся под низ авто. Машину подбросило вверх и раздался чудовищный рев. Ведь резонатора тут нет. Пока ехал по городу до гаража, люди пугались. Зато инспекторы ДПС проявили живой интерес. Но останавливать не стали... Ну а я пытался сделать вид что ничего такого не происходит... Купил вместо одного оригинального 2 самопала из толстых труб и прикрутил на штатные места. Как ни странно, двигатель даже стал тише работать....

И вот наступило время отдыха и удовольствия. Ездил в основном только летом но постоянно. Жили 6 лет на даче. Утром ехал в садик и на работу. Вечером всех собирал. И так постоянно. Из года в год. До монотонности. До одурения. Родился еще один ребенок. Я решил построить себе дом. Возил на авто по 6 мешков цемента, бревна на багажника. Электрические опоры. Шестиметровые доски, бетономешалки. Коляски и кроватки. Мебель и многое другое. А он все ездит. Только раз в 2 в года снимал и замачивал карбюратор в растворителе и изредка регулировал контакты прерывателя. Расход у него- как на классику. Литров 10 в среднем. Надо бы было заменить редуктор. Но он стоил 1200. Жалко. А ремкомплект оказался меньше на сантиметр по диаметру. И я просто набил туда солидола. Под конец люфт рулевого достигал 60 градусов. Ездить, особенно в плотном потоке и в сильный ветер было страшно. Но я старался не думать об этом...

Не обходилось и без приколов: один год соседом по даче у нас был некий англичанин, который был женат на дочери соседа и поэтому решил отдохнуть летом в России. Походу, только у нас строят летние домики и в них живут пока тепло. Я на своем аппарате возил дрова. Очень удобно их укладывать в поленницу на заднем сиденье. Ну а спереди под капот еще удобнее- двиган у машины ведь сзади. Стою, значит, набираю поленья из-под капота и чувствую чей-то пристальный взгляд. Ба! Так это же Джон! Как потом оказалось, парень был в шоке: эти ненормальные русские дрова набивают внутрь легковушек и под капот и так везут. Спрашивается- а где же двигатель?

Доставляет некоторые проблемы передняя подвеска. К чему тут эти торсионы? Это все же не танк. Передние амортизаторы спокойно снимаются одной рукой. Купил 2 штуки по 50 руб. И за пол-часа сам поставил.

К исходу шестого года стал ухудшаться запуск. Опять потекло масло. Но уже в меньших размерах- где-то около 5 л на 500 км. Поворотные кулаки и посадочные места вконец выработались. Новых деталей не хватало и на месяц. Стали поступать дымовые газы в салон. Не забуду как обернулся назад: сидит семья. За задним сиденьем виднеется струйка дыма а глаза у них такие испуганные...

На перекрестке хотел проскочить перед газоном-фургоном. Сырой асфальт, слабый двигатель и полная машина народу. Да и газ почему-то не стал притормаживать. Видимо, он принципиально не замечает запорожцы... Короче, слышу сзади грохот. Как снаряд разорвался.... Остановился и поворачиваться боюсь: может, там всю корму оторвало? Потом все же смотрю- вроде все живы... Вышел- стальной бампер приложился к корме. Помял бок вместе с запаской до двигателя. Краска отвалилась. Но механизмы остались целы. В общем, разъехались. Я потом аккуратно там все выправил да дальше стал ездить.

Ободранный метал ржаветь никак не хотел- у ЗАЗ он очень хороший. Его не только грунтуют-красят. Но и фосфатируют. Сейчас все делается не сопоставимо хуже...

В общем, наступила очередная осень и я понял: пришла пора продавать авто. Масло для заливки докупать больше не стал- посчитал нецелесообразным. Ведь ездить осталось от силы пару недель. У меня в канистре стояла смесь масла, краски, растворителя и еще всякой дряни. Ее и лил последнее время. Машина мужественно ездила на всем этом. Что странно. Ведь масляного фильтра там нет и эта дрянь разбегалась по всем каналам. Но всему есть предел: как-то раз засыпал подъезд битым кирпичом а она больше не завелась- двигатель наконец -то словил клин... Докатил с соседями 100 метров да и оставил на даче.

Весной приехали парни на газели. Прицепили его и увезли. А он еще живой- вся электрика до сих пор нормально работает и фары светят... Дети в слезы... Да и самому жаль.
1,8
Оценка автора
Внешний вид
Комфорт
Безопасность
Ходовые качества
Надёжность
Плюсы
Коррозионно стойкий кузов, Надежные замки и контакты, Высокая проходимость, Простота конструкции, Дешевые детали
Минусы
Устарел морально и технически, Низкий уровень комфорта, Плохая управляемость, Слабый двигатель, Достаточно большой расход бензина
Все плюсы и минусы модели
Владею более 5 лет
74
Комментарии18
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
8 февраля 2013
Очень интересный отзыв,на одном дыхании читается)
Нравится
Ответить
8 февраля 2013
Старался... Самому поднимают настроение развернутые и доброжелательные отзывы.
Нравится
Ответить
8 февраля 2013
1977 г. - первая личная машина ЗАЗ-966 (ушастый) 30 л.с. Купил сданную инвалидом в собес после срока, т. е. авто было уже 8 лет. Пробег совсем малый, на втором году у инвалида "стуканул" двигатель. Авто ждало срока быть сданныи и замененным на новый. Заменил коленвал и вкладыши, переделал управление с ручного на штатное. Поехали. Ездил по лесным дорогам, куда "Жигули" и "Москвичи" и въезжать не смели. Проходимость у авто великолепная, тем более, что двигатель сзади, ведущие колеса под нагрузкой. Скребет брюхом по песку, но ползет. Обратная сторона медали - воздушное охлаждение, термостат воздушной заслонки вечно барахлит. По молодости любил погазовать, результат - перегрев, четыре раза менял коленвал и коренные вкладыши. Делал все один. В 7 утра подходил к авто, а в 24 часа уже обкатывал. Двигатель снимаетя вместе с коробкой. Снимал на яме, просто "подваживая" рычагом в виде бруса под поддон двигателя. Снял двигатель с креплений, машинку приподнял, откатил и возись с двигателем. Разборка-сборка все просто и понятно на интуитивном уровне. Едиственноая заморочка течь из под сальников на толкателях. Температурный режим двигателя был повышенный и сальники деформировались.. Запчасти дефицит и приходилось ставить все старое , кроме замененых коленвала с вкладышами. Соберешь двигатель, а он "сопливит" снова разбираешь,повернешь сальники. И так пока не найдешь их положение, чтобы не текли. Продал, после обрыва шатуна - "показал кулак". В целом, конечно, воспоминание о ней как о первой любви. Кстати, металл на машинке был как на танке.
Нравится
Ответить
8 февраля 2013
"Ушастый" конечно более спартанский и по сравнению с 968М, как последний с "Жигулями"
Нравится
Ответить
8 февраля 2013
плюсанул)))
Нравится
Ответить
8 февраля 2013
Если было жаль, то не продавал бы, а так, похоже, настолько надоел, что специально убивал. Но неужели столько лет эта была единственная машина? О_о
Нравится
Ответить
8 февраля 2013
эх, молодость) я на таком месяца три отгонял по даче, оставил деревенским которые его за зиму убили( а брат года два отьездил и ниче- тож первая машина и тоже желтый. помню как он простояв осень и зиму (стоял в углу двора и дети как с горки снежной катались) завелся сам.
Нравится
Ответить
8 февраля 2013
Классный отзыв! Спасибо, что просветили в отношении запорожца, а то ведь всегда он посмешищем был у нас)
Нравится
Ответить
Хороший рассказ. Как подумаю что немцы в это время гольф 2 с производства снимали... да не ту страну назвали Гондурасом.
Нравится
Ответить
8 февраля 2013
Горбатый был с харизмой, а вот ушастый ниочём , честно говоря.
Нравится
Ответить
9 февраля 2013
Хороший, тёплый отзыв. О таких машинах мечтали многие советские люди, и они действительно становились членами семьи. Продавались со слезами на глазах. Почему продавались? Да мало-ли какие жизненные обстоятельства случались у людей.
Нравится
Ответить
11 февраля 2013
Попахивает петросянщиной. Но, если это все реально, 5+
Нравится
Ответить
11 февраля 2013
С практической точки зрения машина отличная. У нее даже лючок для зимней рыбалки есть)))
Нравится
Ответить
12 февраля 2013
Отличный отзыв. У автора явный писательский талант. Надо развивать. У меня тоже 3 года был Запорожец. Не покидало всё это время чувство "недоделанности". Постоянно чего- то разбалтывалось, текло, отрывалось, не контачило. Ездил он поначалу доволько бойко (однажды до 120 разогнался!!!), но через полтора года скис и начал поливаться маслом. Не забуду замену сцепления на даче, когда мы с немолодым уже отцом трубами и ломами вынимали двигатель с коробкой, а потом с ещё бОльшим трудом втаскивали его обратно. Печка запустилась за 3 года раза три. Причём, на третий раз чуть не устроила пожар в багажнике. Помню, как- то ночью уроды спёрли фару! Круглую, грузовиковую. Я был тогда весьма небогатым, а за новую фару на рынке просили уж больно дорого. Так я вырезал круглую фанерину, покрасил в белый цвет, а сверху ярко-красным изобразил серп и молот. И проездил таким образом несколько месяцев. Гаишники при виде поднимали вверх большой палец. Однажды моего"безухого" даже попытались угнать, но не смогли завести: при минусовых температурах он почему- то у меня вообще не заводился.
Нравится
Ответить
12 февраля 2013
Да парни сам сегодня продал ЗАПАРА, об этой машине только положительные воспоминания, мы сотцом рыбалкой увлекаемся и летней и зимней, так он нас в такие места возил где иной раз УАЗЫ и НИВЫ не рисковали да и шансов у них бы не было, как-то подьезжаем зимой на пруд выходит сторож из сторожки и выпучив глаза спрашивает а как вы сюда проехали, хозяин в такую грязь на ТУАРЕГЕ не рискует, а мы на луазовской резине и с цепями ему в таком комплекте цены нет, такой заряд адреналина получишь, не что не сравниться ни счем, где передом не едет разворачиваемся и задом через горки перепрыгиваем. Вот такая вот машина 7 лет нам служила, двигатель один раз ремонтировали, а коробку даже не трогали- без проблем, я на ней горючки постоянно по 400 литров возил сразу, машина просто умница неубиваемая и неприхотливая, это как хорошая лошадь вот только скоро вымрут вот такие лошади и никогда не будет ни чего подобного, что можно починить у себя дома в гараже и эксплуатировать на износ. Сейчас у меня УАЗ буханка места в салоне больше, печка теплее но,таких положительных эмоций как на ЖОРИКЕ я не испытываю, спасибо тем конструкторам кто создал данный авто не смотря на его недостатки!!!!!!!!!!!
Нравится
Ответить
14 февраля 2013
Блин, о таком старом и древнем авто так интересно и читабельно написать это действительно талант как тут уже один заметил. ))
Нравится
Ответить
Был и у меня такой. Вот уж где простор для творчества! Жидкостная печка, масляная печка себя не оправдали,поэтому доработал родной отопитель (выкинул кварцевый стержень, перевел на кнопки, поставил дополнительную улитку, выкинул бензонасос и запитал от насоса двигателя). Отключал родной генератор и ставил ЗИЛовский (правда аккумулятор кипел) - выкинул. Поставил сидения от иномарки. Оптика Hella. Магнитола, тонировка, колпаки из полированной нержавейки на болтах. Расход - да, 10/100, но прет везде. Садился только на пузо, но и в этом случае выдергивался руками. До 140 разгонял под горку с попутным ветром. 110 набирал легко, но начинал греться - приходилось ставить под замок капота рогатку, на бензонасос мокрую тряпку - иначе он клинил, т.к. ВАЗовский насос не рассчитан на такие температуры. Ну и хлебница на капоте, само собой. Отличная машинка, очень нравилась! ЗЫ А фильтр масляный там есть, он центробежный, его чистить надо.
Нравится
Ответить
26 января 2021
истории порой читаешь такие трогательные, аж слезу пробивает
Нравится
Ответить