Правильная установка ГРМ на 406-м моторе: пошаговая инструкция для гаража
Легендарный мотор ЗМЗ-406 — это сердце многих «Волг» и «Газелей». Его характер, тяга на «низах» и мощность на «верхах» напрямую зависят от правильной установки фаз газораспределения.
Делать это приходится после любого серьезного вмешательства, будь то замена цепи ГРМ или прокладки ГБЦ. От точности этой процедуры зависит, будет ли ваш двигатель работать ровно, экономично и выдавать полную мощность.
Базовая установка: работа по заводским меткам
Это основа основ, которую должен знать каждый. Если у вас стандартный двигатель без тюнинга, для правильной работы достаточно точно совместить заводские метки.
• Коленвал: проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока метка на его шкиве не совпадет с меткой-штифтом на передней крышке двигателя.
Это положение соответствует ВМТ (верхней мертвой точке) первого и четвертого цилиндров.
• Распредвалы: устанавливаем распределительные валы так, чтобы метки на их звездах (шестернях) смотрели друг от друга вверх и в стороны и находились на одной линии с верхней плоскостью головки блока цилиндров.
• Цепь: надеваем цепь так, чтобы окрашенные звенья (если они есть) совпали с метками на звездах, и устанавливаем натяжители.
После сборки я всегда проворачиваю коленвал на два полных оборота вручную и снова проверяю совпадение всех трех меток. Если всё на месте — базовая установка выполнена верно.
Тонкая настройка: разрезные шестерни и транспортир
Для тех, кто хочет выжать из мотора максимум, простой установки по меткам может быть недостаточно. Заводские детали имеют погрешности. Здесь на помощь приходят разрезные (регулируемые) шестерни. Они позволяют поворачивать распредвал на несколько градусов относительно звезды, смещая фазы.
Для точной настройки используется специальный транспортир большого диаметра, который крепится на шкив коленвала, и индикатор часового типа для измерения подъема клапана. Суть метода — выставить не просто метки, а точный момент открытия впускного клапана относительно ВМТ.
Например, для стандартного мотора это 20 градусов до ВМТ. Это позволяет идеально синхронизировать работу валов и получить оптимальные характеристики.
На что влияет регулировка: практика
С помощью разрезных шестерен можно смещать полку крутящего момента.
– Если немного сдвинуть фазы так, чтобы впускной клапан открывался раньше, а выпускной — позже (увеличить перекрытие), можно улучшить наполнение цилиндров на высоких оборотах, получив прибавку мощности «на верхах».
– Если же уменьшить перекрытие фаз, двигатель станет более «моментным» на низких и средних оборотах. Такой вариант отлично подходит для тяжелой «Газели», улучшая тягу при трогании и в городском потоке.
Главное — действовать без фанатизма, смещая валы буквально на пару градусов, и после каждого изменения проверять результат. Правильно выставленные фазы — это залог ровной работы, хорошей тяги и полного раскрытия потенциала вашего 406-го мотора.