Не холодит: что обычно ломается в кондиционере автомобиля и как это починить
Инженеры придумали схему устройства кондиционера для машины еще 70 лет назад. Они сделали его компактным, производительным и удобным в обслуживании.
Последний пункт особенно важен, потому что уже через три-четыре года кондей начинает хуже охлаждать и требует ремонта. В этой статье рассказываю, почему так происходит и как сэкономить на его обслуживании.
Схема работы автомобильного кондиционера
Кондиционер состоит из шести основных деталей: компрессора, конденсатора, испарителя, аккумулятора хладагента, датчиков и трубок. Эта система заполнена газом — фреоном.
Компрессор сжимает и нагревает газ. В автомобилях с ДВС он приводится в действие ремнем от двигателя. В гибридах и электрокарах для компрессора устанавливают отдельный моторчик.
Конденсатор охлаждает газ и превращает его в жидкость. Он расположен перед радиатором двигателя и является радиатором кондиционера, то есть выпускает горячий воздух из системы.
Испаритель (внезапно) испаряет фреон и охлаждает воздух, который после этого подует в салон из дефлекторов.
Датчики — это часть управляющей электроники. Они помогают системе работать эффективнее и служат предохранителями.
По трубкам циркулирует фреон.
Дальше к поломкам, самая частая — утечка
Утечку вызывают механические повреждения любых узлов системы. Она плохо защищена от камней, летящих по дороге и бьющих по деталям кондиционера.
Кроме того, рядом работает двигатель, он вибрирует — и вместе с ним вибрируют трубки, из-за чего соединения теряют герметичность. Так образуются протечки. К сожалению, это норма для автомобильного кондиционера.
Хорошая новость в том, что утечки легко находить. Как правило, помогает банальный визуальный осмотр. В случаях потяжелее применяют вакуум-тест и находят утечку на слух.
Еще специалисты могут заправить в систему хладагент с красителем или ультрафиолетом, тогда место утечки буквально подсветится.
Существует и проблемная, так называемая медленная утечка. Фреон вытекает только при определенных условиях, которые сложно воссоздать в гараже. Поэтому мастерам приходится менять все элементы системы по очереди, пока проблема не решится, что может влететь в копеечку.
Аварийный сброс фреона из-за перегрева
Помните, выше написал, что датчики в системе кондиционирования служат предохранителями? Так вот, датчик давления остановит систему, если давление достигнет критического значения. А если оно продолжит расти, то этот же датчик даст команду выбросить фреон из системы. И это хорошо: залить новый фреон дешевле, чем менять изношенные в результате неправильной работы детали.
Чаще всего давление в системе растет из-за перегрева. Реже — из-за неисправности компрессора. Причины перегрева бывают разными: выключился вентилятор, забился осушитель, в системе слишком мало или слишком много газа, сломались регулирующие датчики.
Получается, что фреон пропадает из системы не только из-за утечки, но и потому, что какая-то деталь неисправна или банально запущена — например, забились радиаторы. В качестве профилактики при каждой заправке фреоном проверяйте чистоту радиаторов, работу вентиляторов и датчиков.
Поломка компрессора
Представьте, что газ в системе есть, но он не охлаждается. В таком случае мастера проверяют компрессор на наличие разрушений. Ищут прихваты, задиры, проверяют шатуны, клапаны, штуцеры и даже сам корпус, но в первую очередь смотрят на электромагнитную муфту.
Именно отказ муфты — наиболее частая поломка в компрессоре. Она происходит из-за перегрева или перегрузки, то есть в тех случаях, когда аварийный сброс не сработал и система работала на износ.
Сложность и цена ремонта зависит от поломки. Какие-то простые детали меняют, даже не снимая компрессора с машины. Но для замены встроенной герметичной муфты придется снять и перебрать компрессор. Если проблема в опорном подшипнике, то может потребоваться пресс.
Поломка электроники
Мы уже затронули эту тему в прошлых блоках. Сами проблемы в электронике не так страшны, но они ведут к более серьезным поломкам, например:
- система подачи питания на муфту работает с ошибками, это ведет к поломке компрессора;
- поломка в системе регулирования вентиляторов ведет к перегреву;
- неисправность в датчиках-предохранителях — к ускоренному износу всех деталей системы.
Самостоятельная диагностика. Что можно определить у себя в гараже
Проверяем наличие фреона в системе. Самый простой способ — нажать на заправочный штуцер. Если шипит, фреон в системе есть. Если пшика не было, езжайте к мастеру, проверяйте утечки.
Если кондей работает, но не охлаждает, проверяем количество фреона в системе. Включаем кондей и смотрим в глазок на трубке. Если сначала идут пузырьки, а потом пропадают — фреона хватает и проблема в чем-то другом, например в работе вентиляторов.
Если пузырьки идут бесконечно — фреона мало, дозаправляем. Если в глазке просто белая субстанция — фреона нет, выключаем кондей и дозаправляем.
Уточняем потенциальное место поломки на ощупь. Для этого рукой (лучше в перчатке) трогаем обратную магистраль. Если она ледяная, то проблема кроется в системе смешения воздушных потоков либо забился испаритель.
Проверяем электрику. Без приборов наша задача сводится к визуальному осмотру. Провода на датчике давления и аккумуляторе должны быть целы. Предохранители радиатора, климат-контроля и муфты — на месте. Также можно увидеть, не слетел ли ремень со шкива компрессора.
Дальше для диагностики пригодятся манометр и специальная заправочная станция. Здесь уже лучше обратиться к специалисту. Но в целом — нерешаемых проблем с кондеями нет, даже новый компрессор купить не так дорого.
Всё починится!
Уходит антифриз: разбираемся, почему это происходит, и учимся находить проблему
Утечка антифриза бывает в любых автомобилях. Следить за его уровнем нужно постоянно, потому что он может опуститься, даже если с системой охлаждения все в порядке. Например, зимой всегда уровень жидко...
Сколько учиться на права разных категорий в 2023 году
Чтобы получить водительское удостоверение, нужно пройти программу обучения в аккредитованной автошколе и сдать ее внутренние экзамены. Расскажу, сколько времени занимает весь процесс — от прихода в ав...
Как с помощью базы ГИБДД проверить, актуальны ли водительские права
Сведения о водительских удостоверениях — открытые, их может запросить любой желающий. Цифровой сервис на сайте ГИБДД поможет узнать, действительно ли удостоверение, какие категории открыты у водителя...
Как выбрать SD-карту памяти: 5 моментов, которые следует учитывать перед покупкой
Выбрать карту памяти сложнее, чем кажется. Многие выбирают накопитель с самой большой емкостью, но забывают про другие параметры. Например, скорость и совместимость с устройством. Расскажу, на что обр...
Лучшие летние шины 2023 года: топ-15 моделей
В разгаре лето, и для всех автовладельцев, которые подумывают о замене резины, собрал топ-15 моделей шин для теплого времени года из разных ценовых сегментов. Премиум-сегмент CONTINENTAL PREMIUM CONTA...
Затестил новую Omoda C5 — рассказываю, на что обратить внимание перед покупкой
Omoda C5 — футуристическая новинка на российском авторынке из Китая. И дизайн, и техническая начинка — классические для бренда Chery. Разбираюсь, что же интересного можно найти в этой модели. Дизайн к...
ВАЗ-2110: распиновка в монтажном блоке предохранителей
Блок предохранителей — важный элемент автомобиля, который защищает электрооборудование от короткого замыкания или скачков напряжения. Внешне это черный ящик, внутри которого — панель с разъемами для п...
Кондиционер в машине не включается. Как исправить проблему методом «по перегреву»
Всем привет! Подготовил простую инструкцию по дозаправке кондиционера для автолюбителей. Написал, какие проблемы бывают, как провести диагностику своими силами и починить кондей дозаправкой. Определяе...
Замена ШРУСа: инструкция по снятию и установке
ШРУС в целом — довольно надежная часть трансмиссии, но не вечная. Шарнир может отказать из-за повышенной нагрузки, повреждения пыльника, а еще не стоит забывать про естественный износ. Заменить этот у...
Как найти перегоревший предохранитель и реле в Lada Priora? Расшифровки схем для любой комплектации, года выпуска и модификации
Если в машине неисправно какое-то электрооборудование, надо проверить предохранители и реле. По перегоревшему элементу можно быстро найти первоисточник проблемы. Главное — знать, за что отвечает кажды...
Что такое атермальная тонировка и почему она лучше обычной
Большинство автомобилистов тонируют свои автомобили. Кто-то делает это, чтобы машина выглядела эстетичнее, кто-то — для защиты от ультрафиолета. Иногда автомобили приходят с тонировкой уже с завода. М...
Обзор 12 видеорегистраторов с функцией радар-детектора
Современный видеорегистратор перестал быть просто камерой, висящей на лобовом стекле. Сегодня это многофункциональные устройства, в которых есть всё: от парктроников до радар-детекторов. О последних к...
Самые быстрые машины в мире: актуальный топ-15 за 2023 год
С каждым годом автомобили становятся все мощнее, концептуальнее и, конечно, быстрее. Рассказываем — какие машины стали рекордсменами по скорости в 2023 году. 1-е место. Bugatti Chiron Super Sport 300+...
Как я с семьей съездил в Кондуки — на Голубые озера в Тульской области
Слышали про Кондуки? Вот и я слышал много раз — все друзья и коллеги прожужжали уши. Поэтому больше решил не откладывать поездку, встал пораньше в выходные, взял семью и поехал в Тулу. Рассказываю, ка...
Сколько стоит доехать из Москвы в Питер по платной дороге М11 «Нева»
Стоимость проезда по М11 зависит от нескольких факторов: типа транспорта, дня недели, времени суток и наличия транспондера. В этой статье я расскажу вам немного о самой трассе, подробнее о тарифах, сп...
3 марки жидкой резины: сравнительный обзор Kudo, Plasti Dip и Larex
Жидкую резину в сообществе автолюбителей используют для покраски и декора. Иногда — для защиты поверхностей. Материал хорошо ложится, дает стойкий цвет и при необходимости легко снимается, не оставляя...
Защищаем автомобиль от ржавчины: лучшие антикоррозийные средства
Любой металл рано или поздно ржавеет. Несмотря на заводскую оцинковку, кузова современных авто также подвержены коррозии. Химикаты, гравий, механическое воздействие — всё это приводит к повреждению за...
Где искать запчасти: ZZap, Exist и другие способы найти комплектующие
С запчастями сейчас бывают проблемы. Особенно если не надеяться на СТО, а искать и менять комплектующие самостоятельно. Хочется сэкономить, неохота попасть на мошенников — всем известные сложности, к...
Шпаклюем авто правильно: какой должна быть поверхность, как наносить состав и когда можно шлифовать
Автомаляра по праву можно сравнить со скульптором. Обе профессии связаны с творчеством и нацелены на создание произведений искусства, которые эстетически приятны и вызывают положительные эмоции у люде...
Кто сказал, что в машине не может быть розетки на 220 В? Тестирую преобразователи напряжения
Все уже привыкли, что в автомобиле можно заряжать телефон от штатного прикуривателя, на который приходится 12 В постоянного тока. Но мы решили проверить, можно ли с помощью автомобильного инвертора за...