6 звуков из-под капота, на которые стоит обратить внимание

14 августа 2023
3 701
Если машина при движении начала издавать нетипичные звуки — значит, стоит обратить внимание на исправность ее внутренностей. Да, сейчас всё меньше водителей занимаются ремонтом самостоятельно, но это и не нужно.
Достаточно просто немного внимательности: если прислушаться к звукам из-под капота вовремя, можно поймать проблему на ранних этапах и избежать дорогостоящего ремонта.
Расскажу, какие звуки точно должны насторожить водителя — и что они могут значить.
1. Свистят ремни
Характерный свист раздается, когда водитель жмет на газ, а порой и просто при движении. Звук довольно громкий и сигнализирует о проблемах с ремнем навесного оборудования. Иногда кроме свиста слышен гул или писк.
Ремень навесного оборудования нужен, чтобы передавать крутящий момент от двигателя к генератору. За счет этого генератор вращается и вырабатывает электричество, которое питает огромное количество систем в машине — от вентилятора до системы охлаждения, в зависимости от модели авто.
Когда мотор работает, ремень всё время в движении. А если в навесном оборудовании что-то не так, ремень начинает проскальзывать — раздается свист. Распространенных причин две:
- перерастяжение самого ремня — в современных машинах изменить натяжение не выйдет, понадобятся менять ремень и натяжитель;
- износ подшипников и другого навесного оборудования, в таком случае свист может сопровождаться гулом или хрустом.
Если слышен свист — нужно заменять изношенные или поврежденные детали. Свистящий, то есть проскальзывающий ремень быстрее изнашивается и может оборваться в самый неподходящий момент. Последствия этого различаются в зависимости от модели машины.
В лучшем случае откажет только генератор, а доехать до сервиса получится на ресурсах аккумулятора. В плохом — умрет система охлаждения двигателя, и тогда придется вызывать эвакуатор.
В худшем — оборвавшийся навесной ремень зацепит и оборвет еще и ремень ГРМ, а это приводит к деформации двигателя и капитальному ремонту машины.
2. Стучат клапаны
Вообще стук может свидетельствовать об огромном количестве вещей — начиная с относительно безобидных и заканчивая критическими проблемами. Но чаще всего стук издают клапаны. Он довольно звонкий, похожий на ритмичное цоканье — если услышать один раз, сложно с чем-то перепутать.
Обычно звук раздается сразу после пуска машины, когда мотор еще холодный. Когда детали согреваются, цоканье становится тише или вовсе исчезает.
Причина обычно в тепловом зазоре клапанов двигателя: по мере износа этот зазор становится больше, поэтому появляется звук. А при прогревании он ослабевает, потому что тепловой зазор уменьшается из-за нагрева.
Что делать — зависит от конструкции и возраста двигателя:
- если мотор без гидрокомпенсатора, стоит отправить машину на регулировку клапанов в сервис — это советуют делать примерно каждые 80–100 тысяч км;
- гидрокомпенсаторным двигателям иногда помогает замена масла — тогда начинают лучше работать компенсаторы;
- если смена масла не сработала — значит, гидравлические компенсаторы износились и их нужно менять.
Если проигнорировать стук и продолжить ездить, можно добиться окончательного износа и прогорания клапанов. Такое происходит, если из-за зазоров на клапаны начинают попадать горячие отработавшие газы. А в худшем случае ситуация может закончиться повреждением распредвала: зазоры приводят к тому, что толкатель ударяет по его кулачкам и постепенно деформирует их.
Происходит это медленно, так что на ранних этапах можно обойтись без замены вала, но если кулачки сточились — менять понадобится точно.
3. Трещит фазорегулятор
Фазорегулятор, или фазовращатель — электрическое устройство, которое регулирует наполнение цилиндров газом. Изменение фаз газораспределения позволяет двигателю эффективно работать на разных оборотах. А если фазорегулятор начинает умирать — он издает треск, обычно с той же частотой, что обороты распредвала.
Другие симптомы проблем с фазорегулятором могут различаться в зависимости от конструкции машины и типа поломки: например, пропадает тяга на каком-то конкретном диапазоне или двигатель не может выдавать стабильные обороты на прогреве. Но чаще всего большинство из них сопровождает треск.
Очевидное решение — замена фазорегулятора. Но это нужно не всегда: всё же деталь недешевая, а до определенного момента проблемы не слишком заметны. Иногда может помочь:
- замена масла — работает, если проблема с клапанами фазорегулятора;
- замена датчика фаз — иногда дело в нем.
Самостоятельно диагностировать конкретную проблему тут может быть сложно, так что лучше съездить в хороший сервис. Но тут надо быть аккуратнее: есть мастера, которые тянут с заменой деталей до последнего, чтобы потом предложить более дорогой ремонт.
Особенно часто такое происходит с машинами на гарантии, только в таком случае дотянуть стараются до окончания гарантийного срока.
4. Рычит растянутая цепь
Второй возможный источник треска — более грустный: цепь ГРМ. Правда, по звучанию этот треск совсем другой и больше похож на рык или лязг.
У цепного привода, конечно, есть свои преимущества: его не так легко перебить, как ремень, и он долговечнее. Вот только и замена серьезно дороже.
Тут ситуация примерно та же, что со свистом ремня. Если цепь трещит — значит, она сильно растянулась, и ситуацию не спасти ничем, кроме замены. И делать это лучше поскорее: внезапно умершая цепь опять-таки может быстро и сильно повредить двигатель.
Но даже если не доводить до такого, за рыком и треском обычно следуют ошибки фаз, загрязнение масла продуктами износа и вспыхнувшая лампочка Check Engine. Тоже мало приятного.
Хорошая новость в том, что цепи, как правило, не нужно менять часто. В большинстве двигателей проблемы начинаются только после пары сотен тысяч километров.
Но есть и исключения — скажем, двигатели EA111 или печально известный EP6. А еще рык цепи при малом пробеге может начаться из-за умирающих гидронатяжителей — правда, в таком случае менять придется и натяжители, и цепь.
5. Дребезжит поршневая
Один из самых грустных звуков в жизни автовладельца — стук в цилиндропоршневой группе. Поршни стучат часто, пропорционально частоте оборотов двигателя. Звук сильнее на холодном двигателе, если же его прогреть — ослабевает.
Тут важно не спутать поршни со стуком клапанов, потому что звук не такой характерный, как во многих других случаях.
Стук возникает из-за износа поршня или цилиндров и обычно встречается на довольно старых двигателях. Кстати, машины с изношенной поршневой очень быстро и активно расходуют масло, так что на момент появления стуков владелец уже может заметить проблему. Правда, причин расхода масла много. А вот расход плюс стук — уже более понятная картина.
Изношенная цилиндропоршневая система означает, что двигателю вот-вот понадобится капитальный ремонт. А это весьма недешево. Поэтому звук и «один из самых грустных».
6. Шумит коленвал
Второй грустный звук, сообщающий, что двигателю нужен капремонт, — низкий металлический стук, который появляется при изменении количества оборотов или при росте нагрузки. Лучше всего его слышно на горячем моторе, работающем вхолостую. Звук глухой, часто доносится из нижней части движка или области картера.
Так шумит коленвал — если точнее, его вкладыши. Шатунные вкладыши стучат более резко и громко, чем коренные. Причина чаще всего — опять же износ, так что подобный стук вероятнее встретить на немолодых машинах.
У проблем со вкладышами есть и другие симптомы: заметное падение мощности мотора и снижение давления масла. Чем ярче выражена проблема, тем сложнее ездить, а если коленвал выйдет из строя — машина перестанет двигаться вообще.
Так что стучащий двигатель не стоит оставлять без внимания примерно никогда. Исключение только одно — ситуация, когда проще заменить машину, чем ремонтировать старую.
В качестве бонуса
Приведем отрывок из реального диалога, напоминающий, что не каждый шум — проблема в машине:
— Какой посторонний звук из-под капота насторожил бы тебя сильнее всего?
— Это легко. «Мяу!».
Это шутка — но иногда уличные коты действительно греются под капотами автомобилей. Поэтому советую быть внимательнее, особенно зимой.
2
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее