6 звуков из-под капота, на которые стоит обратить внимание
Если машина при движении начала издавать нетипичные звуки — значит, стоит обратить внимание на исправность ее внутренностей. Да, сейчас всё меньше водителей занимаются ремонтом самостоятельно, но это и не нужно.
Достаточно просто немного внимательности: если прислушаться к звукам из-под капота вовремя, можно поймать проблему на ранних этапах и избежать дорогостоящего ремонта.
Расскажу, какие звуки точно должны насторожить водителя — и что они могут значить.
1. Свистят ремни
Характерный свист раздается, когда водитель жмет на газ, а порой и просто при движении. Звук довольно громкий и сигнализирует о проблемах с ремнем навесного оборудования. Иногда кроме свиста слышен гул или писк.
Ремень навесного оборудования нужен, чтобы передавать крутящий момент от двигателя к генератору. За счет этого генератор вращается и вырабатывает электричество, которое питает огромное количество систем в машине — от вентилятора до системы охлаждения, в зависимости от модели авто.
Когда мотор работает, ремень всё время в движении. А если в навесном оборудовании что-то не так, ремень начинает проскальзывать — раздается свист. Распространенных причин две:
- перерастяжение самого ремня — в современных машинах изменить натяжение не выйдет, понадобятся менять ремень и натяжитель;
- износ подшипников и другого навесного оборудования, в таком случае свист может сопровождаться гулом или хрустом.
Если слышен свист — нужно заменять изношенные или поврежденные детали. Свистящий, то есть проскальзывающий ремень быстрее изнашивается и может оборваться в самый неподходящий момент. Последствия этого различаются в зависимости от модели машины.
В лучшем случае откажет только генератор, а доехать до сервиса получится на ресурсах аккумулятора. В плохом — умрет система охлаждения двигателя, и тогда придется вызывать эвакуатор.
В худшем — оборвавшийся навесной ремень зацепит и оборвет еще и ремень ГРМ, а это приводит к деформации двигателя и капитальному ремонту машины.
2. Стучат клапаны
Вообще стук может свидетельствовать об огромном количестве вещей — начиная с относительно безобидных и заканчивая критическими проблемами. Но чаще всего стук издают клапаны. Он довольно звонкий, похожий на ритмичное цоканье — если услышать один раз, сложно с чем-то перепутать.
Обычно звук раздается сразу после пуска машины, когда мотор еще холодный. Когда детали согреваются, цоканье становится тише или вовсе исчезает.
Причина обычно в тепловом зазоре клапанов двигателя: по мере износа этот зазор становится больше, поэтому появляется звук. А при прогревании он ослабевает, потому что тепловой зазор уменьшается из-за нагрева.
Что делать — зависит от конструкции и возраста двигателя:
- если мотор без гидрокомпенсатора, стоит отправить машину на регулировку клапанов в сервис — это советуют делать примерно каждые 80–100 тысяч км;
- гидрокомпенсаторным двигателям иногда помогает замена масла — тогда начинают лучше работать компенсаторы;
- если смена масла не сработала — значит, гидравлические компенсаторы износились и их нужно менять.
Если проигнорировать стук и продолжить ездить, можно добиться окончательного износа и прогорания клапанов. Такое происходит, если из-за зазоров на клапаны начинают попадать горячие отработавшие газы. А в худшем случае ситуация может закончиться повреждением распредвала: зазоры приводят к тому, что толкатель ударяет по его кулачкам и постепенно деформирует их.
Происходит это медленно, так что на ранних этапах можно обойтись без замены вала, но если кулачки сточились — менять понадобится точно.
3. Трещит фазорегулятор
Фазорегулятор, или фазовращатель — электрическое устройство, которое регулирует наполнение цилиндров газом. Изменение фаз газораспределения позволяет двигателю эффективно работать на разных оборотах. А если фазорегулятор начинает умирать — он издает треск, обычно с той же частотой, что обороты распредвала.
Другие симптомы проблем с фазорегулятором могут различаться в зависимости от конструкции машины и типа поломки: например, пропадает тяга на каком-то конкретном диапазоне или двигатель не может выдавать стабильные обороты на прогреве. Но чаще всего большинство из них сопровождает треск.
Очевидное решение — замена фазорегулятора. Но это нужно не всегда: всё же деталь недешевая, а до определенного момента проблемы не слишком заметны. Иногда может помочь:
- замена масла — работает, если проблема с клапанами фазорегулятора;
- замена датчика фаз — иногда дело в нем.
Самостоятельно диагностировать конкретную проблему тут может быть сложно, так что лучше съездить в хороший сервис. Но тут надо быть аккуратнее: есть мастера, которые тянут с заменой деталей до последнего, чтобы потом предложить более дорогой ремонт.
Особенно часто такое происходит с машинами на гарантии, только в таком случае дотянуть стараются до окончания гарантийного срока.
4. Рычит растянутая цепь
Второй возможный источник треска — более грустный: цепь ГРМ. Правда, по звучанию этот треск совсем другой и больше похож на рык или лязг.
У цепного привода, конечно, есть свои преимущества: его не так легко перебить, как ремень, и он долговечнее. Вот только и замена серьезно дороже.
Тут ситуация примерно та же, что со свистом ремня. Если цепь трещит — значит, она сильно растянулась, и ситуацию не спасти ничем, кроме замены. И делать это лучше поскорее: внезапно умершая цепь опять-таки может быстро и сильно повредить двигатель.
Но даже если не доводить до такого, за рыком и треском обычно следуют ошибки фаз, загрязнение масла продуктами износа и вспыхнувшая лампочка Check Engine. Тоже мало приятного.
Хорошая новость в том, что цепи, как правило, не нужно менять часто. В большинстве двигателей проблемы начинаются только после пары сотен тысяч километров.
Но есть и исключения — скажем, двигатели EA111 или печально известный EP6. А еще рык цепи при малом пробеге может начаться из-за умирающих гидронатяжителей — правда, в таком случае менять придется и натяжители, и цепь.
5. Дребезжит поршневая
Один из самых грустных звуков в жизни автовладельца — стук в цилиндропоршневой группе. Поршни стучат часто, пропорционально частоте оборотов двигателя. Звук сильнее на холодном двигателе, если же его прогреть — ослабевает.
Тут важно не спутать поршни со стуком клапанов, потому что звук не такой характерный, как во многих других случаях.
Стук возникает из-за износа поршня или цилиндров и обычно встречается на довольно старых двигателях. Кстати, машины с изношенной поршневой очень быстро и активно расходуют масло, так что на момент появления стуков владелец уже может заметить проблему. Правда, причин расхода масла много. А вот расход плюс стук — уже более понятная картина.
Изношенная цилиндропоршневая система означает, что двигателю вот-вот понадобится капитальный ремонт. А это весьма недешево. Поэтому звук и «один из самых грустных».
6. Шумит коленвал
Второй грустный звук, сообщающий, что двигателю нужен капремонт, — низкий металлический стук, который появляется при изменении количества оборотов или при росте нагрузки. Лучше всего его слышно на горячем моторе, работающем вхолостую. Звук глухой, часто доносится из нижней части движка или области картера.
Так шумит коленвал — если точнее, его вкладыши. Шатунные вкладыши стучат более резко и громко, чем коренные. Причина чаще всего — опять же износ, так что подобный стук вероятнее встретить на немолодых машинах.
У проблем со вкладышами есть и другие симптомы: заметное падение мощности мотора и снижение давления масла. Чем ярче выражена проблема, тем сложнее ездить, а если коленвал выйдет из строя — машина перестанет двигаться вообще.
Так что стучащий двигатель не стоит оставлять без внимания примерно никогда. Исключение только одно — ситуация, когда проще заменить машину, чем ремонтировать старую.
В качестве бонуса
Приведем отрывок из реального диалога, напоминающий, что не каждый шум — проблема в машине:
— Какой посторонний звук из-под капота насторожил бы тебя сильнее всего?
— Это легко. «Мяу!».
Это шутка — но иногда уличные коты действительно греются под капотами автомобилей. Поэтому советую быть внимательнее, особенно зимой.
Уходит антифриз: разбираемся, почему это происходит, и учимся находить проблему
Утечка антифриза бывает в любых автомобилях. Следить за его уровнем нужно постоянно, потому что он может опуститься, даже если с системой охлаждения все в порядке. Например, зимой всегда уровень жидко...
Сколько учиться на права разных категорий в 2023 году
Чтобы получить водительское удостоверение, нужно пройти программу обучения в аккредитованной автошколе и сдать ее внутренние экзамены. Расскажу, сколько времени занимает весь процесс — от прихода в ав...
Как с помощью базы ГИБДД проверить, актуальны ли водительские права
Сведения о водительских удостоверениях — открытые, их может запросить любой желающий. Цифровой сервис на сайте ГИБДД поможет узнать, действительно ли удостоверение, какие категории открыты у водителя...
Как выбрать SD-карту памяти: 5 моментов, которые следует учитывать перед покупкой
Выбрать карту памяти сложнее, чем кажется. Многие выбирают накопитель с самой большой емкостью, но забывают про другие параметры. Например, скорость и совместимость с устройством. Расскажу, на что обр...
Лучшие летние шины 2023 года: топ-15 моделей
В разгаре лето, и для всех автовладельцев, которые подумывают о замене резины, собрал топ-15 моделей шин для теплого времени года из разных ценовых сегментов. Премиум-сегмент CONTINENTAL PREMIUM CONTA...
Затестил новую Omoda C5 — рассказываю, на что обратить внимание перед покупкой
Omoda C5 — футуристическая новинка на российском авторынке из Китая. И дизайн, и техническая начинка — классические для бренда Chery. Разбираюсь, что же интересного можно найти в этой модели. Дизайн к...
ВАЗ-2110: распиновка в монтажном блоке предохранителей
Блок предохранителей — важный элемент автомобиля, который защищает электрооборудование от короткого замыкания или скачков напряжения. Внешне это черный ящик, внутри которого — панель с разъемами для п...
Кондиционер в машине не включается. Как исправить проблему методом «по перегреву»
Всем привет! Подготовил простую инструкцию по дозаправке кондиционера для автолюбителей. Написал, какие проблемы бывают, как провести диагностику своими силами и починить кондей дозаправкой. Определяе...
Замена ШРУСа: инструкция по снятию и установке
ШРУС в целом — довольно надежная часть трансмиссии, но не вечная. Шарнир может отказать из-за повышенной нагрузки, повреждения пыльника, а еще не стоит забывать про естественный износ. Заменить этот у...
Как найти перегоревший предохранитель и реле в Lada Priora? Расшифровки схем для любой комплектации, года выпуска и модификации
Если в машине неисправно какое-то электрооборудование, надо проверить предохранители и реле. По перегоревшему элементу можно быстро найти первоисточник проблемы. Главное — знать, за что отвечает кажды...
Что такое атермальная тонировка и почему она лучше обычной
Большинство автомобилистов тонируют свои автомобили. Кто-то делает это, чтобы машина выглядела эстетичнее, кто-то — для защиты от ультрафиолета. Иногда автомобили приходят с тонировкой уже с завода. М...
Обзор 12 видеорегистраторов с функцией радар-детектора
Современный видеорегистратор перестал быть просто камерой, висящей на лобовом стекле. Сегодня это многофункциональные устройства, в которых есть всё: от парктроников до радар-детекторов. О последних к...
Самые быстрые машины в мире: актуальный топ-15 за 2023 год
С каждым годом автомобили становятся все мощнее, концептуальнее и, конечно, быстрее. Рассказываем — какие машины стали рекордсменами по скорости в 2023 году. 1-е место. Bugatti Chiron Super Sport 300+...
Как я с семьей съездил в Кондуки — на Голубые озера в Тульской области
Слышали про Кондуки? Вот и я слышал много раз — все друзья и коллеги прожужжали уши. Поэтому больше решил не откладывать поездку, встал пораньше в выходные, взял семью и поехал в Тулу. Рассказываю, ка...
Сколько стоит доехать из Москвы в Питер по платной дороге М11 «Нева»
Стоимость проезда по М11 зависит от нескольких факторов: типа транспорта, дня недели, времени суток и наличия транспондера. В этой статье я расскажу вам немного о самой трассе, подробнее о тарифах, сп...
3 марки жидкой резины: сравнительный обзор Kudo, Plasti Dip и Larex
Жидкую резину в сообществе автолюбителей используют для покраски и декора. Иногда — для защиты поверхностей. Материал хорошо ложится, дает стойкий цвет и при необходимости легко снимается, не оставляя...
Защищаем автомобиль от ржавчины: лучшие антикоррозийные средства
Любой металл рано или поздно ржавеет. Несмотря на заводскую оцинковку, кузова современных авто также подвержены коррозии. Химикаты, гравий, механическое воздействие — всё это приводит к повреждению за...
Где искать запчасти: ZZap, Exist и другие способы найти комплектующие
С запчастями сейчас бывают проблемы. Особенно если не надеяться на СТО, а искать и менять комплектующие самостоятельно. Хочется сэкономить, неохота попасть на мошенников — всем известные сложности, к...
Шпаклюем авто правильно: какой должна быть поверхность, как наносить состав и когда можно шлифовать
Автомаляра по праву можно сравнить со скульптором. Обе профессии связаны с творчеством и нацелены на создание произведений искусства, которые эстетически приятны и вызывают положительные эмоции у люде...
Кто сказал, что в машине не может быть розетки на 220 В? Тестирую преобразователи напряжения
Все уже привыкли, что в автомобиле можно заряжать телефон от штатного прикуривателя, на который приходится 12 В постоянного тока. Но мы решили проверить, можно ли с помощью автомобильного инвертора за...