Первое авто
В те далекие времена я был молод, беззаботен и беден. Пил, курил и работал продавцом и кладовщиком по совместительству на конфетной оптовой базе. Наша семья, недавно увеличившаяся до трех человек, жестоко страдала от тесноты в комнате коммуналки площадью 11 квадратных метров, где порой отключали холодную воду (горячей не было почти никогда).
Посему ближе к лету меня стали посещать мысли о переезде всей семьи на дачу. Естественно, я посоветовался с супругой о перспективах провести лето на нашей старой даче. Она была не против. Поскольку места там побольше и река рядом. И не придется после работы во мраке таскать холодную воду ведрами с улицы на 4 этаж, дабы помыть младенца и постирать пеленки...
Но где взять средства, если пол-получки уходит на пиво и на сигареты? И тут меня внезапно осенило: после смерти отца в гараже осталось много всякого хлама- электродвигатели, детали станков, кнопки и пускатели. Всяческие лампочки и выключатели. Прочие конструкции и агрегаты, о назначении которых я имел самое смутное представление. или совсем не имел никакого... Быть может, какую-то часть суммы удастся заработать на продаже этого металлолома?
Не люблю тянуть когда решение принято.! И вот я уже усиленно занимаюсь коммерцией. Нужно отметить, что в то время в магазинах не было такого обилия всяческого барахла, как в наши дни... Финансовый успех превзошел все мои ожидания- я выручил больше 8 т.р. по тем деньгам. При этом, на первый взгляд, мусора в гараже не убавилось.
До сих пор перед глазами отчетливо стоят мои счастливые покупатели, увозящие на санках картофельными мешками прочь по сугробам разный хлам... Кстати, каких-то полгода спустя начался настоящий бум. И в магазинах внезапно появилось все теперешнее изобилие...
Так вот, первым делом я купил мою любимейшую газету "из рук в руки" и начал изучать ее на предмет покупки вожделенного авто. Касательно какой-то определенной марки я не размышлял. Положился на случай...
И вот уже я счастливый обладатель желтого запорожца 1988 г.в. с пробегом в 47 т.км. Бывший владелец, отставной военный, на полученные по увольнению в запас деньги прикупил себе новый ваз, а запор любезно помог отогнать в вышеупомянутый гараж. Который оказался вновь забитым. Но теперь уже более полезным приобретением. Оставшиеся деньги я извел на лодку с мотором, оформление документов на первое, второе и третье. Ну а остатки были дружно потрачены на "обмыв" покупок.
Первое время меня нескольку смущал цвет моей машины. Но я утешался тем, что у нас этот цвет "семейный". Поскольку когда-то отец владел копейкой желтого цвета...
Мысленно и с усилием наконец утвердившись в новом статусе владельца автомобиля, я принялся осваивать технику управления. Для начала пытался научится попадать в ворота гаража. Это оказалось совсем не просто. Поскольку после армии я ни разу не садился за руль и опыт вождения казался утраченным. Четыре разбитых поворотника- три справа и один слева, помятый бампер... (Отчасти виноваты и нестандартно узкие ворота- 41 москвич туда убирается если только сложить зеркала).
Но вот наконец первая поездка на работу... Первые недели все шло нормально, но затем я стал замечать потеки масла под двигателем. Во время очередной поездки на дачу меня насторожил запах. Остановился и поднял крышку моторного отсека. И встал- все внутри было забрызгано горячим маслом. Оно стекало по крышке багажника. Текло по высоковольтным проводам и заливалось в выемки где вкручиваются свечи. Набиралось в колесную нишу, забитую грязью. Бодро струилось и лилось на асфальт. Растекалось веселыми лужицами...Разумеется, запаска была вся также в масле. Оно убегало литрами за поездку. В соотношению к расходу топлива это выражалось в пропорции где-то 1:3. Тут я внезапно понял что если не хочу разорится на покупке масла, пришла пора заняться капиталкой...
И вот выбраны подходящие выходные. Гараж весь очищен. Машина загнана задом. Крышка снята и таль для подъема двигателя установлена. Разобрал весь двигатель до последней детали. Все полностью промыл бензином. Собрал его. И вновь установил в аппарат. Решил до кучи поменять резину, поменять масло в коробке и в тормозной системе. Купил за 100 р. и поставил б/у карбюратор. Поменял резинки на полуосях. Ну и разные там мелочи...
Проблемы возникли при установке гильз в блок. Они ну никак не хотели вставать на штатные места. Подточил их на точиле и запихал. Как потом оказалось, там есть специальные вырезы и нужно было просто развернуть их на 90 градусов. Поначалу меня беспокоило большое количество деталей двигателя. Но постепенно они все были использованы. Остались: большая пружина и две шайбы- большая и маленькая гладкая. Позднее мне удалось 2 "лишние" детали поставить обратно- пружину на сцепление а маленькую шайбу в распределитель. Большая оказалась с маховика. Взял "кривой стартер" а двигатель не крутится. Намертво заклинен. Но ничего- снял поддон и поигрался с вкладышами. И стало все ОК.
Заводил его долго и мучительно. Посадил 3 аккумулятора. Зато потом как приработался и настроил, заводился в -20 простым не быстрым поворотом ручки кривого стартера со второго оборота.
Все работы я делал сам и в одиночестве. И нет тут ничего такого, с чем бы не смог справится один-единственный человек. Даже не имеющий абсолютно никакого опыта "капиталенья" двигателя.
Как-то во время движения внезапно оторвался сгнивший глушитель. Он упал на асфальт, подскочил и концом воткнулся под низ авто. Машину подбросило вверх и раздался чудовищный рев. Ведь резонатора тут нет. Пока ехал по городу до гаража, люди пугались. Зато инспекторы ДПС проявили живой интерес. Но останавливать не стали... Ну а я пытался сделать вид что ничего такого не происходит... Купил вместо одного оригинального 2 самопала из толстых труб и прикрутил на штатные места. Как ни странно, двигатель даже стал тише работать....
И вот наступило время отдыха и удовольствия. Ездил в основном только летом но постоянно. Жили 6 лет на даче. Утром ехал в садик и на работу. Вечером всех собирал. И так постоянно. Из года в год. До монотонности. До одурения. Родился еще один ребенок. Я решил построить себе дом. Возил на авто по 6 мешков цемента, бревна на багажника. Электрические опоры. Шестиметровые доски, бетономешалки. Коляски и кроватки. Мебель и многое другое. А он все ездит. Только раз в 2 в года снимал и замачивал карбюратор в растворителе и изредка регулировал контакты прерывателя. Расход у него- как на классику. Литров 10 в среднем. Надо бы было заменить редуктор. Но он стоил 1200. Жалко. А ремкомплект оказался меньше на сантиметр по диаметру. И я просто набил туда солидола. Под конец люфт рулевого достигал 60 градусов. Ездить, особенно в плотном потоке и в сильный ветер было страшно. Но я старался не думать об этом...
Не обходилось и без приколов: один год соседом по даче у нас был некий англичанин, который был женат на дочери соседа и поэтому решил отдохнуть летом в России. Походу, только у нас строят летние домики и в них живут пока тепло. Я на своем аппарате возил дрова. Очень удобно их укладывать в поленницу на заднем сиденье. Ну а спереди под капот еще удобнее- двиган у машины ведь сзади. Стою, значит, набираю поленья из-под капота и чувствую чей-то пристальный взгляд. Ба! Так это же Джон! Как потом оказалось, парень был в шоке: эти ненормальные русские дрова набивают внутрь легковушек и под капот и так везут. Спрашивается- а где же двигатель?
Доставляет некоторые проблемы передняя подвеска. К чему тут эти торсионы? Это все же не танк. Передние амортизаторы спокойно снимаются одной рукой. Купил 2 штуки по 50 руб. И за пол-часа сам поставил.
К исходу шестого года стал ухудшаться запуск. Опять потекло масло. Но уже в меньших размерах- где-то около 5 л на 500 км. Поворотные кулаки и посадочные места вконец выработались. Новых деталей не хватало и на месяц. Стали поступать дымовые газы в салон. Не забуду как обернулся назад: сидит семья. За задним сиденьем виднеется струйка дыма а глаза у них такие испуганные...
На перекрестке хотел проскочить перед газоном-фургоном. Сырой асфальт, слабый двигатель и полная машина народу. Да и газ почему-то не стал притормаживать. Видимо, он принципиально не замечает запорожцы... Короче, слышу сзади грохот. Как снаряд разорвался.... Остановился и поворачиваться боюсь: может, там всю корму оторвало? Потом все же смотрю- вроде все живы... Вышел- стальной бампер приложился к корме. Помял бок вместе с запаской до двигателя. Краска отвалилась. Но механизмы остались целы. В общем, разъехались. Я потом аккуратно там все выправил да дальше стал ездить.
Ободранный метал ржаветь никак не хотел- у ЗАЗ он очень хороший. Его не только грунтуют-красят. Но и фосфатируют. Сейчас все делается не сопоставимо хуже...
В общем, наступила очередная осень и я понял: пришла пора продавать авто. Масло для заливки докупать больше не стал- посчитал нецелесообразным. Ведь ездить осталось от силы пару недель. У меня в канистре стояла смесь масла, краски, растворителя и еще всякой дряни. Ее и лил последнее время. Машина мужественно ездила на всем этом. Что странно. Ведь масляного фильтра там нет и эта дрянь разбегалась по всем каналам. Но всему есть предел: как-то раз засыпал подъезд битым кирпичом а она больше не завелась- двигатель наконец -то словил клин... Докатил с соседями 100 метров да и оставил на даче.
Весной приехали парни на газели. Прицепили его и увезли. А он еще живой- вся электрика до сих пор нормально работает и фары светят... Дети в слезы... Да и самому жаль.
Плюсы
Коррозионно стойкий кузов, Надежные замки и контакты, Высокая проходимость, Простота конструкции, Дешевые детали
Минусы
Устарел морально и технически, Низкий уровень комфорта, Плохая управляемость, Слабый двигатель, Достаточно большой расход бензина
Все плюсы и минусы модели