Газ 24
Здравствуйте. Так получилось, что я давно связан с Волгами. Началось все с Газ 21с моего отца, потом были уже мои 3110 и 24. Расскажу про 24 машину, а также позволю себе дать небольшие рекомендации по выбору автомобиля и эксплуатации.
Еще недавно Газ 24 было много и в хорошем состоянии. Сейчас достойная машина этой марки- редкость и она стоит определенных средств. Скажу сразу, какая бы ни была Волга при покупке, для приведения ее в отличное внешнее и ходовое состояние требуется приложение рук и денег- все это обусловлено возрастом автомобиля, особенностями конструкции и, чаще всего, безобразной эксплуатацией предыдущим владельцем. изначально искал машину. которая была бы не "укатанной" и не требовала кузовного ремонта, была в максимальной степени комплектности и оригинальности(молдинги на порогах, радио, резина и проч.). Такой автомобиль 1981 года выпуска был найден. От требовал окраски- старое ЛКП потеряло блеск, кое-где была поверхностная коррозия. В остальном машина была отличной и, судя по этому, пробег был действительно родной. Только в подобные машины есть смысл вкладывать деньги. Собственно, вот что представляет из себя исправный газ 24( про дизайн писать не буду- на мой взгляд, это один из самых красивых и гармоничных автомобилей тех лет в своем классе).
1. Двигатель и кпп. Сильная сторона Волги. Если мотор ее исправен, то он обеспечивает автомобилю хорошие ходовые качества, при этом он достаточно экономичен. Конструктивно простой и очень грамотно спроектированный- очень жесткий полноопорный коленвал с стальалюминиевыми вкладышами большой площади, жесткий алюминиевый блок с разъемом ниже оси КВ, масляный радиатор. Кратковременно можно давать 5000 в минуту, обороты максимальной мощности(4500) держит без проблем долгое время, 4000 вообще замечательно. Кстати говоря, какой-то особой склонности к малым оборотам я не заметил- двигатель достаточно эластичный, но абсолютно нормальный в плане скоростных режимов. Жрет 92-95 бензин, на 95 ходит лучше, так как больше возможности по опережению зажигания, тем более это родной бензин(ОЧМ 85 по книге). Никаких течей через сальник КВ не замечал- они происходят только на неисправных моторах с кривым коленчатым валом и повышенным давлением картерных газов, либо с плохой сборкой. Естественно, все это относится к моторам, которые не изуродованы "знатоками" и гаражными "колхозниками". При нормальной балансировке и отсутствии чрезмерного радиальноголюфта оси трамблера работает ровно и с минимальными вибрациями. Если исправен термостат и не загажен радиатор, к перегреву не склонен. Естественно, в моторы своих машин я лью хорошее масло и не экономлю на нем. Расход топлива на трассе очень умеренный 11-12 литров 95 бензина, в городе может возраст до 14-15. В целом, нормально, особенно, что езжу я быстро. Например, 600 км по трассе "Урал" были пройдены на 71 литре бензина. Теперь о недостатках. Требует частого обслуживания. Не ремонта, а обсдуживания, как и вся машина в целом. Частая смена масла, регулировка зажигания, зазора в контактах каждое ТО-1, регулировка клапанов и подтяжка ГБЦ. Потеет маслом через кран масляного радиатора. Пускается легко в любую погоду, но требует прогрева, что поделаешь- карбюратор... Надо давать скидку на время разработки...
Коробка передач сделана отлично- я имею ввиду четырехступку. Четкость включения передач отличная, синхроны эффективные- естественно, никаких перегазовок и двойных выжимов. Достаточно тихая в работе- тише кпп 5 значительно. Вполне современный уровень. Единственно, бывает большой разброс качества изготовления еще на заводе или после ремонта в мастерских- некоторые коробки работали без проблем по 200 тысяч километров, другие изнашивались в 50.
2. Передняя подвеска и рулевое. Она прочная, но довольно нудная в плане ремонта и обслуживания. Например, надо осматривать и подтягивать шарниры рулевой трапеции, что особенно актуально при низком их качестве сейчас, шприцевать резьбовые и шкворни. Так же желательны хорошие амортизаторы. В целом, проблем не доставляет, но желание отложить обслуживание и текущий ремонт на потом оборачивается "рысканьем" в колеях и плохой управляемости(отсюда миф о изначальных проблемах с управляемостью у Волги). Усилие на рулевом колесе очень низкое для машины без гидроусилителя(значительно меньше "Жигулей"), как тронешься, можно легко крутить одной ладошкой, но это тоже только при полностью отлаженных механизмах.
3. Задний мост и кардан. Со мной многие могут не согласиться, но надежность заднего моста мне не показалась большой. Казалось бы, такой запас прочности при таких-то размерах. Меняешь масло(отечественная гипоидка), подтягиваешь гайку фланца нужным моментом по инструкции- все равно начинает подвывать. Возможно, дело в отвратном качестве нашей трансмиссионки, но на моей 24 мост шумит сильнее с каждым днем... Попробую залить после замены моста синтетический Кастрол с максимальным допуском по нагрузке и широким допуском по температуре- наверно, дело пойдет на лад. Кстати говоря, почему то именно на мост было меньше всего жалоб у таксистов, а у меня наоборот. Про кардан писать нечего- такая вот железяка, единственно, если он плохо отбалансирован, может быть источником шума и вибраций на высоких скоростях. Так если они есть, то лучше отбалансировать.
4. Кузов и ходовые качества. Вопреки мнению большинства, Газ 24 довольно быстроходна. Трассовый режим моей машины-110-140 км.ч.(кпп4) мотор поддерживает увенно и охотно. Оптимальная крейсерская скорость-120 км.ч. На такой скорости автомобиль идет на первой камере карбюратора (требование ГОСТа, кстати)- если продавить педаль дальше, последует нормальный для наших трасс разгон где-то до 140 км.ч. При этой скорости достигаются обороты макс. мощности и после этого машина начинает постепенно "скисать", хотя продолжает разгонятся до 150 км.ч. или несколько выше, если только водитель в салоне, по прямой. Я имею ввиду реальную скорость, рассчитанную по оборотам мотора. Держит прямую хорошо, но имеет сильные крены в поворотах. Подвеска не столько мягкая, сколько энергоемкая- объяснить Волге что такое пробой подвески. пожалуй, очень сложно. Но на мелких неровностях автомобиль трясет, особенно на родной жесткой диагональной резине, особенно. если в салоне только водитель. Кстати говоря, ИД 195 одно из слабых мест машины. Резина жесткая, сцепные свойства посредственные- все время приходиться держать большую дистанцию, и плохо ведет себя в колеях. Тут проблема должна решиться установкой радиальной современной резины близкого размера(205 75 14), если ГП 4.1 Тормозит не плохо даже на барабанах с БСК, ездить нормально можно, перегреть мне их так и не удалось, но держать дистанцию полезно- тормозная динамика Волги похуже ее более молодых "коллег" на дороге. Машина довольно шумная с штатной шумоизоляцией, но на 110-120 км.ч. на прямой передаче уровень шума более-менее приемлимый. 120 это и есть абсолютный оптимум скорости для этой машины. Салон мягкий и посадка довольно удобная, спидометр, если машина не изъезжена, скорость показывает точно, но есть опреденные недостатки в эргономике, например, дворники включаются кнопкой на торпедо, а не подрулевым переключателем, и не имеют прерывистого режима, дальний свет- кнопкой под левой ногой. но тут надо делать скидку на "возраст" проекта Газ 24
Вывод следующий: конечно, сравнивать Волгу с современными автомобилями и рассматривать ее как повседневное авто я бы не стал. Но если душа просит старый автомобиль, которые еще может успешно ездить по дорогам на любые дистанции и с приемлимыми скоростями или ретро на каждый день, то Газ 24 для Вас. Только вот такие рекомендации:
1. Покупайте автомобиль с как можно меньшим износом, выбирайте придирчиво, вооружившись "Руководствой эксплуатации".
2. Особенное внимание- кузову. Восстановление гнилых звероящеров- деньги на ветер. На машине должны быть молдинги, никаких переварок, дренажные отверстия прочищены, пузико без ржавчины.
3. Никогда не слушайте гаражных "петровичей" и сервисных "знатоков"- сейчас мало кто знает, как должны ездить исправные Волги. Критерий оценки- "Руководство по ремонту" и "Руководство по эксплуатации". Если написано. что допускается длительная скорость в 130 км.ч., а максималка не менее 145 км.ч. значит так и есть гарантированно. Если машина не едет. то надо искать причину, а не списывать на мнимые недостатки конструкции.
4. Дефекты должны выявлятся сразу и без постепенности. И немедленно устраняться, а не откладываться на потом, в противном случае не езда. а одни проблемы. Поэтому понравившийся автомобиль надо подвергать полной диагностике.
5. Газ 24 с двигателем змз 24Д(СЖ 8,2 и высота башки 94.4мм) НЕ ЕЗДИТ на 80 бензине и масле М8В. Не экономьте на топливе и маслах, скурпулезно выполняйте рекомендации родного "Руководства по эксплуатации" по техобслуживанию. Всем удачи с машиной и на дорогах.)