Понимание обозначений DCV и ACV на мультиметре: расшифровка, применение и советы по измерению

30 апреля 2025
8 947
Ситуация банальна — мультиметр в руках, а ты не до конца понимаешь, куда его крутить и что именно измерять. Когда только начал ковыряться в электрике на машине, тоже сталкивался с этим.
И вот однажды, ковыряясь с генератором, понял, что стоит разобраться, что за DCV и ACV на мультиметре, иначе можно не туда сунуть щупы и получить неправильные показания (или в худшем случае — сжечь прибор).
🔧 DCV — Direct Current Voltage (постоянное напряжение)
Используется для измерения постоянного напряжения — как раз то, что нам нужно при работе с автомобилями. Ведь бортовая сеть авто — это 12 В постоянки.
DCV пригодится, если проверяешь аккумулятор, напряжение на датчиках, питание к блоку предохранителей, генератор и т.д.
Обычно на мультиметре обозначается как "DCV" или значком — прямая линия с точками под ней.
⚡ ACV — Alternating Current Voltage (переменное напряжение)
Этим измеряется переменное напряжение — розетки, бытовая сеть (220В), иногда генераторы, если речь про системы с преобразователями.
В машине — крайне редко используется, разве что если имеешь дело с зарядниками, инверторами или аудиосистемами на высокой мощности.
Обозначается как "ACV" или значком — волнистая линия.
🛠 Советы по измерениям
1. Всегда начинай с самого высокого предела, если не уверен в значении.
2. Красный щуп — в разъём VΩmA, чёрный — в COM.
3. Если измеряешь АКБ — ставь на DCV, диапазон 20 В.
4. Проверка генератора на заведённой машине — также DCV, целевые значения от 13.5 до 14.5 В.
5. Если нет показаний — проверь предохранители, щупы, и сам мультиметр (да, и они дохнут).
⚠️ Важно
Никогда не пытайся измерять ток (A), если не знаешь, как правильно подключить мультиметр — иначе легко спалить прибор.
Если бы кто объяснил мне это простыми словами лет 10 назад — сэкономил бы кучу времени и нервов. Надеюсь, кому-то этот пост поможет так же, как когда-то мне помогла простая шпаргалка на бумажке в бардачке.
80
Комментарии30
19 мая 2025
Спасибо за разъяснение, я уже думал что аппарат брешет, он у меня точно такой же как на фотографии..
Нравится
Ответить
1
Как же я раньше то в СоюзЭВМкомпллексе то работал, без этой статьи? Автор лучше подскажи, что показывает ACV- действующее значение напряжения или амплитудное и чем они отличаются.
Нравится
Ответить
7
28 июля 2025
Алексей Малахов, или среднее значение?
Нравится
Ответить
29 июля 2025
Алексей Малахов, Не все -же такие умные!
Нравится
Ответить
1
11 июля 2025
Спасибо . Интересно элетрик.
Нравится
Ответить
1
2. Красный щуп — в разъём VΩmA, чёрный — в COM. - да хорош уже гнать пургу, любой цвет в любой разъем можно вставлять.
Нравится
Ответить
17 июля 2025
Зелёный универсал, может и можно. Но привычнее же как описал автор.
Нравится
Ответить
3
Петрович, а я "родные" потерял, сделал сам, и оба зеленые. Как жить-то дальше?..
Нравится
Ответить
4
Синий универсал, нужно их покрасить... а то не дай бог ошибесся!
Нравится
Ответить
1
28 июля 2025
Зелёный универсал, какой ты вумный
Нравится
Ответить
Синий универсал, дааа не повезло тебе)))))
Нравится
Ответить
ДВА ТАКИХ ПРИБОРА ПОКАЗЫВАЮТ РАЗНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Нравится
Ответить
1
Коричневый грузовик, а уж три - вообще кошмар! (Был такой случай, когда сами комплектовали "сумки слесаря-электрика").
Нравится
Ответить
24 июля 2025
Коричневый грузовик, ну Вам же не в космос лететь... Сойдёт и так.
Нравится
Ответить
1 августа 2025
Коричневый грузовик, или батарейки плохие или контакт на замере плохой.
Нравится
Ответить
1
То что на фото выброси и не позорься, эхсперт блин.
Нравится
Ответить
У меня ваще стрелочный, использую как "контрольку", есть контакт, нет контакта. Нахрена мне то напряжение.
Нравится
Ответить
25 июля 2025
Человеку свойственно учиться, без движения в перёд, жизнь остановится.
Нравится
Ответить
4
26 июля 2025
Вот такая Ц-шка у меня почти 40 лет. Пользуюсь.
Нравится
Ответить
2
Автор молодчик,мерил напряжения в аккумулятор перепутал омы с амперами на мультиметре сгорели провода,не все же электрики
Нравится
Ответить
27 июля 2025
Автор позабыл такую нужную функцию, как прозвонка!
Нравится
Ответить
1
28 июля 2025
А что будет, если переключатель acv и dcv перепутать?
Нравится
Ответить
Николай Д., если говорить про цифровые вольтметры, в зависимости от прибора, чаще всего при измерении постоянки в режиме ACV будет занижать показания из-за наличия диодов в цепях измерения переменки. Некоторые приборы в этом режиме в отсутствие переменки/пульсирующего напряжения вообще ничего не показывают. В режиме DCV при измерении переменки, если нет постоянной составляющей в сигнале, может показывать менее 1 вольта. А может и прибор сломаться, если амплитуда переменки превысит возможности защиты прибора.
Нравится
Ответить
Поменьше бы флуда и обсерания друг друга, а побольше полезного. И всем будет хорошо.
Нравится
Ответить
6
и как правильно измерять ток? ау
Нравится
Ответить
1 д. назад
Чёрный внедорожник, В рассечку!
Нравится
Ответить
Если ты не знаешь ACV-DCV может тебе и не нужен мультиметр?
Нравится
Ответить
1
1 августа 2025
Напряжение бортсети автомобиля 14,2-14,5 V, 12 V- это напряжение нормально заряженного аккумулятора,(хотя 6 банок по 2,2V = 13,2 V?). Напряжение 6V бортсети= 7,2.
Нравится
Ответить
Да,нужно два высших образования чтоб напечатать на мультимедиа по русски где какие показания.
Нравится
Ответить
2
ну если такой прибор по шпаргалке пользоватся. офигеть. я представляю познания этого двоечника.
Нравится
Ответить
1
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем