Проблемы со сцеплением на ИЖ Планета 4: как разобрать, заменить и настроить
После переборки двигателя на ИЖ Планета 4 оказалось, что старое сцепление стало работать неуверенно: то проскальзывает, то не до конца выключается.
Снимать крышку, вытаскивать пружины и собирать всё заново — задача не из самых приятных, но если однажды разобрался, дальше уже проще. Делюсь, как прошёл весь путь от разборки до настройки.
Сцепление ИЖ: особенности, о которых лучше знать заранее
В мотоциклах этой серии сцепление расположено в левой крышке двигателя и имеет многодисковую конструкцию в масляной ванне. Регулировка осуществляется не только винтом на корзине, но и длиной троса. А сборка требует точности — пружины тугие, и собрать всё на авось не получится.
Подготовка и разборка — лучше всё промыть
Перед началом слил масло, снял левую крышку и аккуратно выкрутил болты прижимных пружин. Тут есть момент: при неравномерном откручивании можно повредить резьбу. После снятия прижимной пластины достал диски — в моём случае часть из них была синяя от перегрева. Заменил все фрикционные и стальные.
Одновременно промыл корзину, снял остатки старого герметика с крышки и подготовил прокладку. Корзина не люфтила, поэтому ограничился заменой только дисков. Если есть люфт — обязательно проверяйте втулку и подшипник.
Как собрать сцепление обратно: пошаговый порядок
Важный момент — соблюдать правильную последовательность и натяжение пружин. Для удобства ставил мотоцикл на бок:
• Вставляем поочерёдно стальные и фрикционные диски, начиная с фрикционного.
• Совмещаем отверстия под болты и устанавливаем прижимную пластину.
• Затягиваем болты прижимных пружин крест-накрест, без перекосов.
• Проверяем свободный ход корзины и отсутствие задеваний.
• Устанавливаем крышку с новой прокладкой.
• Заливаем свежее масло (у меня МГ-10, 800 мл).
• Регулируем винт сцепления до лёгкого касания, а затем отпускаем на 1/4 оборота.
• Регулируем длину троса сцепления по свободному ходу рычага (примерно 5 мм).
Проверка на месте — мотоцикл должен плавно трогаться
После сборки завёл мотор и включил первую передачу — без рывков и с лёгким включением. Прокатившись немного, ещё раз подрегулировал трос на руле — на горячем моторе сцепление немного изменило поведение. Кстати, после замены масло тоже повлияло: передачи стали переключаться мягче.