Машина, как банковский депозит
В этом году мне стукнуло 35 лет, и я поймал себя на мысли, что начал ценить спокойствие. Уехал жить из квартиры в дом, завел постоянную спутницу и купил машину, которую (надеюсь) буду просто заводить каждое утро, чтобы без драм поездить по делам и вернуться домой. Основных критериев было два - ликвидность и ненапряжная стоимость. Если в 20 лет я был готов залезть ради машины в долги, в 25 - купить авто на все двух или даже трехгодовые сбережения, в 30 - потратить весомую сумму на ее покупку, то сегодня мне хочется потратить просто немного денег на покупку средства передвижения. Чтобы через два-три месяца забыть об этих тратах. И тут, увы, ничего кроме Солярисов или Рио я не нашел.
Чтобы быстро и легко продать авто через 3-5 лет, я пришел к выводу, что брать надо с максимально возможным двигателем (с поправкой на городской класс авто), в максимальной комплектации и автоматом. Максимальный двигатель в малолитражках - это безопасность, автомат в Москве - необходимость, ну а переплата в 70 тысяч за синий зуб, климат-контроль, диски, парктроники и разные подогревы - весьма небольшие деньги в пересчете на пять лет эксплуатации.
За первые шесть месяцев я как-то незаметно накатал пару десятков тысяч и вот мои мысли:
Садимся за руль. Баранка обита либо очень дешевой кожей, либо кожей молодого дермантина. Выглядит тонкой, но хват на удивление хороший, кнопки управления телефоном и громкостью расположены идеально. Профиль сидений весьма сомнителен. Последняя машина у меня была с гражданскими "ковшами" рекаро. После них сиденья Соляриса конечно слабоваты. Вторая машина у нас - Форд Куга. Так вот даже после простых фордовских сидушек пятичасовое турне на Солярисе - то еще испытание для спины. Зато климат-контроль и понятный в управлении, и дует отлично. Магнитолка простенькая, визуальной индикации на парктроник нет. Штатная музыка очень спорно играет, хоть производитель и поставил "пищалки" в передние двери. Но звук - моя болезнь, так что наверное лучше не обращайте внимание на этот комментарий. У меня есть комплект из идеального для меня усилителя и акустики - он "кочует" со мной из машины в машину, решая вопрос "штатной музыки". Микрофон в синем зубе отличный - все говорят, что слышно меня даже лучше, чем когда говорю "в трубку".
Едем. Двигатель очень хорошо (для своего класса) заглушен. Я начинаю явно слышать его с 4000 оборотов. А вот в городской езде и при неспешном ускорении его скорее нет, чем он есть. Динамика бодрая, коробка передач проворная, а руль - очень понятный. Панель приборов отлично видно днем (при выключенном ближнем свете), а вот если днем включить фары, то подсветка приборов чуть блекнет. Зато есть прекрасная функция полного обесточивания машины после того, как вы вынимаете ключ зажигания. Фары можно включить один раз и забыть про них навсегда. Подвеска на гладкой новой трассе прекрасна - вас не укачивает ни спереди, ни сзади. Но на дорожках похуже она заслуживает увы лишь нелицеприятных эпитетов - пробить ее можно на ямке глубиной 5 см на любой скорости. А вот на разбитых дорогах просто забудьте про амортизаторы. Считайте, что их нет и вы едете на телеге без рессор с огромными деревянными колесами. Тормоза есть. Они конечно далеки от идеала (хотелось бы поострее), но они есть. Колеса обуты в неизвестную мне до покупки Соляриса резину Нексен. Я к счастью сильно пробил переднее колесо в самом начале эксплуатации и не смог найти одну покрышку этой марки. Пришлось купить комплект Континенталь. Он на порядок мягче и тише. Самый удивительный для меня феномен - это лояльность на дорогах. Последние пять лет на зеленой Фабии (смешно, но более дорогой и во всех смыслах кроме надежности, более респектабельной машине) я провел под эгидой "ни дня без хамства на дороге. Меня подрезали, крыли матом и даже выходили бить морду. На Солярисе - тишь и покой. Неплохо пропускают, факов не показывают и даже голос не повышают. Может из-за темного цвета?
Считаем. Топлива в цикле 50% трасса со скоростью 120 + 50% города в час пик у меня уходит около 9 литров. Лью 92, как и предписано производителем. За ТО 1 дилер просит 12.000 (Рольф), но если внимательно вглядеться в дилерскую смету, можно увидеть воздушный фильтр за 1300, фильтр салона за 2000 и 3.5 литра масла Шелл за 4000 рублей. Это завышенные ровно в три раза цены. Если купить все эти детали в известном интернет-магазине, а масло - в Ашане, у вас получится 3.500 на запчасти и масло + 3.000 за работу. Дилер ТО по такой схеме делает неохотно, но делает и печать в книжку ставит. ТО 2 говорят вдвое дороже - там надо менять тормозную жидкость. Цена КАСКО "тоталь" (только угон/ущерб) - 16.000. По моим расчетам владение такой машиной при годовом пробеге в 30.000 и потерей стоимости в 20% за первый год, 10% - за второй и по 5% за каждый последующий год эксплуатации составит соответственно 273.000 рублей, 195.000 рублей и 156.000 рублей. Ну а инфляция - это уже совсем иная песня.
Остаток. С чего я собственно начинал, тем и закончу. У меня эта машина не вызывает абсолютно никаких эмоций, но каждый день я просто уверен, что она отвезет меня в город и вернет домой. Конечно, железо есть железо, и загадывать - Бога смешить, но на Солярисе моя уверенность в мобильности в разы выше, чем на любом другом авто, которое я могу купить за разумные деньги. Да и продать (надеюсь) Солярис будет чуть проще.
Плюсы
бодрый двигатель, отличная коробка, понятные тормоза, ликвидность на вторичном рынке, резонная цена на новый автомобиль
Минусы
подвеска (считайте что ее нет), неудобные сиденья (но наверное это субъективно)
Все плюсы и минусы модели