Проверка клапана адсорбера на Ладе Гранта — шумел, щёлкал, но не работал
На Гранте (1.6 8-клапанная, ЭБУ Bosch) появились симптомы: на холостых обороты начали плавать, а при сбросе газа мотор чуть не глох. Ошибок по сканеру не было, но в группе данных бросался в глаза параметр работы адсорбера — постоянно открыт.
Решил проверить клапан адсорбера, тем более он стоит на виду, под капотом, рядом с воздушным фильтром.
Проверку делал в несколько этапов — без разборки, без сканера, только с руками и мультиметром:
• Сначала на слух.
– Завёл двигатель и прислушался — клапан должен щёлкать через равные промежутки. У меня вообще молчал. Значит либо не приходит питание, либо сам умер.
• Проверил питание.
– Снял разъём, включил зажигание и замерил мультиметром — на одном из контактов появилось 12 В. Значит, питание есть, блок управления подаёт сигнал. Второй контакт — масса через ЭБУ.
• Прозвонил сам клапан.
– Мультиметром в режиме омметра: сопротивление катушки должно быть около 25–35 Ом. У меня было 1, т.е. обрыв. Всё ясно — катушка сгорела.
• Проверка продувки.
– Снял клапан, подул ртом в сторону от адсорбера к впуску. На неработающем клапане воздух шёл свободно, хотя должен перекрываться без питания. Значит, кроме катушки, подклинил и сам клапан.
• Поставил новый.
– Взял аналог — Luzar. Разъём и штуцеры один в один. Поставил, проверил — щёлкает на холостом, в параметрах сканера видно, что отрабатывает нормально.
Из личных наблюдений
• Если клапан завис в открытом состоянии — пары бензина попадают напрямую во впуск, от этого обороты гуляют и смесь богатится.
• Иногда бывает, что всё работает, но клапан не герметичен — тогда подсос воздуха и ошибка P0441.
• При обрыве катушки ошибок не будет, потому что на старых ЭБУ не всегда есть диагностика цепи адсорбера.
Клапан защёлкал после замены, обороты стабилизировались, тяга стала ровнее на низах.