Меняю сцепление на Ниве: мой гид по замене без полного снятия коробки

15 августа 2025
307
После очередной вылазки на бездорожье моя Нива преподнесла ожидаемый сюрприз. При попытке заехать на крутой подъем обороты двигателя взлетели, а тяга пропала, и по салону поплыл характерный запах горелых накладок.
Диагноз был ясен — сцепление «кончилось» и начало буксовать. Предстояла большая и грязная работа, которую я, впрочем, уже не раз проделывал в своем гараже.
Что менять и «народный» метод
• Первое правило, которое я усвоил давно: если уж лезть в сцепление, то менять нужно все полным комплектом. Это нажимной диск («корзина»), ведомый диск и выжимной подшипник.
Экономия на одном из компонентов почти всегда приводит к тому, что через 10-20 тысяч километров приходится снова все разбирать.
• Второе правило, которое сильно упрощает жизнь «нивовода», — это «народный» метод замены. Я не снимаю коробку передач с раздаткой полностью с машины. Я лишь отодвигаю всю эту тяжеленную конструкцию назад, чтобы получить доступ к сцеплению. Это избавляет от необходимости таскать на себе почти 80 кг железа.
Процесс замены: самая грязная работа
Эта работа требует ямы или эстакады и хорошего набора инструментов. Вот как я это делаю.
1. Разбираем «полмашины». Сначала я работаю из салона: снимаю кожухи и откручиваю рычаги коробки и раздатки. Затем лезу под машину.
Отсоединяю передний и задний карданы от раздатки, отключаю провода от датчиков, снимаю рабочий цилиндр сцепления и стартер.
2. Отодвигаем коробку. Подставив под коробку передач надежный домкрат, я откручиваю поперечину (траверсу) от кузова. Затем откручиваю болты, которыми картер сцепления крепится к двигателю. Теперь всю конструкцию «коробка + раздатка» можно аккуратно сдвинуть назад сантиметров на 15-20.
3. Меняем комплект сцепления. Вот и он, виновник — старый узел сцепления на маховике. Я откручиваю болты крепления «корзины», снимаю ее вместе со старым диском. Меняю выжимной подшипник на первичном валу коробки.
4. Центровка диска — самый важный момент! Перед установкой новой «корзины» нужно идеально отцентровать новый ведомый диск. Для этого я использую специальную пластиковую оправку (она часто идет в комплекте с новым сцеплением) или старый первичный вал от коробки. Если этого не сделать, вы потом просто не сможете надеть коробку на место.
5. Сборка и прокачка. Установив и равномерно затянув новую «корзину», я начинаю обратный процесс: придвигаю коробку на место, аккуратно попадая шлицами вала в новый диск. Затем прикручиваю все, что было откручено, и в самом конце обязательно прокачиваю гидропривод сцепления, чтобы удалить из системы воздух.
6. Пока коробка отодвинута, я всегда проверяю состояние заднего сальника коленвала. Если он «сопливит», то это идеальный момент для его замены.
Да, замена сцепления на «Ниве» — работа долгая и трудоемкая. Но четкое понимание процесса и использование «народного» метода с отодвиганием коробки делают ее вполне выполнимой в условиях обычного гаража. А ощущение от нового, острого сцепления и сэкономленные деньги — лучшая награда за труды.
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем