Как снять и заменить коробку передач (КПП) на ВАЗ‑2115: инструкция от владельца
После 130 000 км пробега на 2115 усилилась вибрация при выжиме сцепления и появился скрежет на второй передаче. Подозрение пало на выжимной подшипник и износ корзины. Решено было снять коробку передач для осмотра узлов и полной замены сцепления.
Этапы подготовки и начальной разборки
Сначала снял минусовую клемму аккумулятора и отключил массу от картера сцепления. Машину вывесил спереди, установил на надёжные опоры. Слил масло из КПП. Снял защиту картера и отсоединил трос сцепления — именно ослабил, а не просто скинул.
Отключил разъём датчика заднего хода. Затем — трос спидометра: выкрутил фиксатор и аккуратно вытащил его из гнезда.
Стартер демонтировал полностью, предварительно отсоединив контакт тягового реле. После этого снял растяжку: сначала кронштейн, затем саму штангу. Двигатель подстраховал через брус на крылья с цепью. Заднюю опору открутил, но оставил на месте до момента сдвига коробки.
Снятие ШРУСов и коробки
Приводы передних колёс выбивал по одному. Сразу после демонтажа первого установил технологическую заглушку, чтобы внутренняя обойма не выпала в картер. Оба стопорных кольца ШРУСов были заменены на новые — это обязательный шаг, чтобы избежать повторного срыва полуоси.
Коробку начал разбирать сверху. Сначала открутил верхние болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров и гайки крепления стартера. Лишь после этого перешёл к нижнему болту.
Затем снял заднюю опору двигателя и начал аккуратно сдвигать коробку назад, контролируя положение первичного вала и не касаясь лепестков диафрагменной пружины.
Установка и правильная затяжка
Перед установкой тщательно очистил посадочные поверхности, шлицы и направляющую втулку смазал консистентной смазкой. Центровку диска сделал оправкой. Вставлял коробку строго по оси, без давления на муфту.
Все болты крепления картера сцепления (М8) затянул с моментом 15–25 Н•м. Растяжка установлена после опускания машины на колёса. Порядок — сначала кронштейн, затем основная гайка.
Регулировка хода кулисы
До фиксации хомута переключения передач предварительно установил рычаг в нейтраль. Кулису зафиксировал, только после этого затянул хомут на валу КПП. Это исключает перекос и обеспечивает точное включение передач. После фиксации проверил свободный ход и включение всех ступеней.
Проверка и запуск
Масло залил свежее, уровень — по контрольному отверстию. После сборки проверил работу рычага на заглушённом моторе. Далее — запуск, проверка передачи с места, движение на 5 км. Все передачи включаются плавно, рычаг не закусывает. Сцепление работает стабильно, посторонних звуков нет.