Чистка дроссельной заслонки на ВАЗ-2115: как я убрал плавающие обороты
Приближалась осень, а вместе с ней и риск нестабильной работы мотора на холодную. Чтобы не бороться с плавающими оборотами в первые заморозки, я решил провести одну из самых полезных профилактических процедур для своей ВАЗ-2115 — полную чистку дроссельного узла. Накопившаяся за лето грязь в регуляторе холостого хода — главная причина осенней хандры этих моторов.
В чем причина: дроссель, РХХ и ДПДЗ
На инжекторной пятнашке с 8-клапанным мотором сам по себе дроссельный узел — простая и надежная вещь. Проблемы почти всегда кроются в двух его компонентах.
• Первый — это Регулятор Холостого Хода (РХХ). Это маленький шаговый моторчик, который отвечает за подачу воздуха в обход заслонки на холостых. Когда он забивается масляным нагаром, он начинает подклинивать, и обороты начинают гулять.
• Второй виновник, отвечающий за рывки и провалы при движении, — это Датчик Положения Дроссельной Заслонки (ДПДЗ). Со временем в нем изнашивается резистивный слой, и он начинает давать «мозгам» неверную информацию.
Процесс снятия и чистки: делаем все по уму
Я всегда провожу чистку с полным снятием дроссельного узла, чтобы добраться до всех каналов.
1. Готовлюсь к работе.
На остывшем моторе я скидываю минусовую клемму с аккумулятора.
2. Снимаю дроссельный узел.
Сначала я ослабляю хомут и снимаю гофру воздуховода. Затем отсоединяю трос газа, фишки с ДПДЗ и РХХ и два шланга подогрева.
Чтобы не сливать антифриз, я просто затыкаю их подходящими по диаметру болтами. После этого откручиваю две гайки на 13 и снимаю весь узел со шпилек ресивера.
3. Разбираю и чищу.
На верстаке я откручиваю и снимаю с корпуса ДПДЗ и РХХ. Затем беру баллончик очистителя карбюратора и тщательно промываю все, что вижу: саму заслонку, ее стенки, а самое главное — воздушные каналы системы холостого хода, включая седло, в которое упирается игла РХХ.
4. Решаю, что менять.
Сам корпус дросселя практически вечный, а вот РХХ и ДПДЗ — это расходники. Учитывая их невысокую цену, я при такой полной разборке всегда ставлю их новыми, чтобы не лезть сюда еще 50 тысяч километров.
5. Сборка и результат.
Сборку я провожу в обратной последовательности, обязательно установив новую прокладку между дросселем и ресивером. Огромный плюс этой системы в том, что, в отличие от современных электронных заслонок, она не требует никакой адаптации.
После сборки двигатель завелся с полоборота, и холостой ход встал как вкопанный на свои 840 оборотов. Пропали все провалы и дергания. Эта процедура — одна из самых эффективных для оживления инжекторного мотора ВАЗ.
Чистый дроссельный узел, а в идеале — новые РХХ и ДПДЗ, возвращают машине стабильность и предсказуемость, которые так важны в городском потоке.