Как снять головку и поменять прокладку ГБЦ на 8‑клапанном ВАЗ 2110-2112
На 8-клапанных инжекторных моторах ВАЗ пробитая прокладка головки блока — распространённая причина перегрева, появления эмульсии в масле и белого дыма из выхлопа.
Понять, что прокладка пошла, можно по ряду признаков: под щупом появляется пенистая эмульсия, на стыке головы и блока видны подтёки, а в бачке с охлаждающей жидкостью наблюдаются пузыри.
На трассе мотор может начать перегреваться, особенно при работе под нагрузкой. Если не устранить проблему вовремя, последствия будут серьёзнее — от прогара прокладки до загиба клапанов.
Что подготовить к работе
• Динамометрический ключ — без него вы не затянете болты ГБЦ с нужным усилием.
• Комплект головок 10, 13, 17, 19 мм и Torx.
• Ключи 32 мм и накидной для болтов ГБЦ.
• Новый комплект прокладок (лучше сразу с коллектором и сальниками).
• Болты ГБЦ, если старые превышают длину 135,5 мм.
• Антифриз, герметик, ветошь, WD‑40, перчатки.
• Домкрат с упорами или яма — желательно, чтобы была хорошая подсветка.
Сама прокладка по цене доступная: оригинальная стоит около 140 рублей, но лучше брать проверенные аналоги вроде Victor Reinz или Trialli — они держат давление и служат дольше.
Как разобрать двигатель
1. Сначала снимается клемма с аккумулятора.
2. После этого поднимается передняя часть автомобиля, снимается правое колесо, защита и ремень генератора.
3. Далее нужно снять крышку ГРМ, воздушный фильтр, отсоединить свечные провода, разъёмы с клапана ЕГР и ДПДЗ.
4. Затем — клапанная крышка.
5. Обязательно слить весь антифриз.
Перед откручиванием болтов убедитесь, что поршень первого цилиндра выставлен в верхнюю мёртвую точку. Это можно определить по метке на шкиве и положению распредвала.
Головка откручивается только крест-накрест, по половине оборота за подход, чтобы не деформировать алюминий и не повредить блок. После снятия обязательно очистите поверхности от остатков старой прокладки и герметика.
Как правильно установить новую прокладку
Новая прокладка должна точно лечь по направляющим. Отверстия под каналы охлаждения и масла должны полностью совпадать. После укладки прокладки аккуратно ставится головка и затягивается в несколько этапов:
• Первый проход — 20-25 Н·м.
• Второй — 70-85 Н·м.
• Далее — доворот 90°.
• Затем ещё один доворот на 90°, итоговое усилие — около 113-120 Н·м.
Порядок затяжки — строго крест-накрест, начиная от центральных болтов к краям. Это критично, иначе прокладка просядет неравномерно и быстро потеряет герметичность. Перед финальной затяжкой удостоверьтесь, что все болты новые и не имеют следов вытяжки. Старые, особенно с пробегом свыше 70 тыс. км, лучше заменить.
Сборка и первый запуск
1. После установки прокладки и затяжки головки собирайте всё в обратной последовательности.
2. Установите обратно помпу, ремень ГРМ (только на холодный двигатель), коллекторы, крышку клапанов, фильтр, проводку и все патрубки.
3. Залейте новый антифриз, подключите аккумулятор и дайте двигателю поработать на холостых, пока не выйдет воздух из системы и температура не поднимется до рабочей.
4. После прогрева внимательно осмотрите стык головки с блоком — не должно быть подтёков.
5. Проверьте уровень охлаждающей жидкости.
Что учитывать после ремонта
• Через 500 километров пробега обязательно нужно подтянуть болты головки. Прокладка после нагрева и охлаждения «усаживается», и, если не выполнить контрольную затяжку, может появиться подсос газов или утечка антифриза.
• Ещё один нюанс — следите за температурой двигателя и поведением системы охлаждения. Пузырение в бачке, растущий уровень масла или белый дым — это повод сразу остановиться и проверить, не ушла ли герметичность.
Ремонт с заменой прокладки ГБЦ вполне реален для самостоятельного выполнения. В сервисе эта процедура обойдётся в 13-15 тысяч рублей, включая работу и запчасти.
Сделать своими руками можно в пределах пары тысяч и дня времени — главное, не торопиться и точно соблюдать технологию.