Ручник на ВАЗ 2109 не держит: пошаговая инструкция по замене тросов

23 июля 2025
668
Ручник со временем стал чисто номинальным. Рычаг можно было затянуть до упора, а машина на маломальском уклоне всё равно неспешно ползла вниз.
Подтяжка регулировочной гайки в салоне уже не помогала — это верный признак того, что тросы растянулись до предела или начали подклинивать в своих оболочках.
Так как исправный ручник — это в первую очередь безопасность, я решил не откладывать замену. Работа эта несложная и вполне выполнимая в гаражных условиях при наличии ямы.
Доступ к механизму: салон и днище
В отличие от многих иномарок, основная регулировка ручника на ВАЗ 2109 находится в салоне. Поэтому начинать нужно именно отсюда.
1. Я снял пластиковый тоннель пола, который крепится на нескольких саморезах.
2. Под ним открылся доступ к механизму натяжения. Ключом на 13 я полностью ослабил регулировочную гайку, чтобы дать тросам максимальный провис.
3. Затем я спустился в яму. Тросы крепятся к днищу несколькими металлическими кронштейнами, которые нужно открутить. После этого можно отсоединить их от уравнителя, к которому они подходят.
Работа с тормозными барабанами
Самая ответственная часть работы проходит у задних колес. Чтобы отсоединить концы тросов, нужно снять тормозные барабаны.
1. Я снял колесо, открутил направляющие шпильки и стянул барабан. Иногда он прикипает или цепляется за выработку на колодках — в этом случае его можно аккуратно сбить молотком через деревянную проставку.
2. Внутри тормозного механизма я увидел рычаг ручного привода на одной из колодок. Именно за него и цепляется наконечник троса. Я отсоединил старый трос от рычага и вытащил его из тормозного щита.
3. Повторил операцию с другой стороны.
Установка и финальная регулировка
Процесс сборки интуитивно понятен и идет в обратном порядке. Главное здесь — ничего не перепутать и правильно всё отрегулировать в конце.
Моя последовательность действий:
1. Продел новые тросы через все направляющие под кузовом.
2. Завел наконечники в тормозные щиты и зацепил их за рычаги привода колодок.
3. Установил на место барабаны и колеса.
4. В салоне соединил концы тросов с уравнителем и наживил регулировочную гайку.
5. Регулировка: несколько раз поднял и опустил рычаг ручника, чтобы тросы и колодки встали на свои места. Затем начал затягивать гайку, периодически проверяя ход рычага. Добился того, чтобы колеса надежно блокировались на 2-4 щелчке.
6. Обязательно проверил, что при полностью опущенном рычаге задние колеса вращаются свободно, без подтормаживания.
После этого я установил на место тоннель пола. Теперь ручник работает как положено — четко и надежно. Машина уверенно стоит на любом уклоне, а ход рычага стал коротким и упругим.
4
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем