Регулирую клапана на своей Оке: пошаговая инструкция для мотора 11113
Есть в звуке мотора моей старенькой Оки своя музыка. Но недавно в ней появились лишние ноты — характерное цоканье, которое говорило о том, что пора заняться одной из самых важных процедур для этого двухцилиндрового малыша: регулировкой клапанов.
Процесс этот на Оке имеет свои интересные особенности, но в целом он проще, чем на четырехцилиндровых ВАЗах.
Зазоры и шайбы: главные отличия от классики
Сразу скажу о главном.
• Во-первых, в отличие от моторов ВАЗовской классики, на Оке (как и на восьмерке) зазоры регулируются не болтами, а подбором специальных регулировочных шайб разной толщины.
• Во-вторых, зазоры для впускных и выпускных клапанов здесь разные.
Запомните, правильные зазоры для ВАЗ-11113 такие:
• для впускных клапанов (тех, что ближе к карбюратору) — 0.20 мм;
• для выпускных клапанов (тех, что ближе к выхлопной трубе) — 0.30 мм.
И, конечно же, все замеры и регулировки я провожу только на полностью остывшем двигателе.
Процесс регулировки: проще, чем кажется
Благодаря тому, что у мотора всего два цилиндра, порядок регулировки элементарный.
1. Выставляю первый цилиндр. Я снимаю клапанную крышку, проворачиваю коленвал до совпадения метки на шкиве распредвала с меткой на корпусе. В этом положении поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке такта сжатия, и кулачки распредвала не давят на толкатели.
Я измеряю и при необходимости регулирую оба клапана первого цилиндра.
2. Проворачиваю на 360 градусов. Теперь я делаю ровно один полный оборот коленвала (на 360 градусов).
3. Выставляю второй цилиндр. В этом положении в ВМТ такта сжатия находится поршень второго цилиндра. Я так же измеряю и регулирую оба клапана второго цилиндра.
Сам процесс замены шайбы требует специального инструмента. Я использую приспособление для утапливания толкателя клапана и пинцет.
1. Сначала я измеряю зазор щупом.
2. Затем утапливаю толкатель, фиксирую его и пинцетом достаю старую шайбу.
3. Измерив ее толщину микрометром, я по простой формуле вычисляю толщину новой шайбы, устанавливаю ее и снова проверяю зазор.
Совет из моего опыта
Прежде чем идти в магазин, я всегда сначала провожу полную дефектовку. Я измеряю все четыре зазора, вынимаю те шайбы, которые нужно менять, и измеряю их толщину микрометром.
Только после этого я составляю точный список, шайбы какой толщины мне нужны. Это экономит время и избавляет от лишних поездок в магазин автозапчастей.
Правильно отрегулированные клапана преображают Оку. Мотор начинает работать тише, ровнее, лучше тянет. Эта процедура — отличный способ лучше понять этот простой и гениальный в своей сути двигатель. А характерное, чуть басовитое урчание исправного мотора ВАЗ-11113 — лучшая награда за проделанную работу.