Полный гид по поворотному кулаку УАЗ Патриот: устройство, сборка и ремонт
На своём УАЗ Патриот я почувствовал, что что-то не так: появился стук при повороте руля и лёгкие вибрации на скорости. Поначалу думал на крестовины или шрусы, но диагностика показала — проблема в поворотном кулаке.
Решил не тянуть и заодно разобраться в устройстве, чтобы понять, что именно там может пойти не так и как это исправить.
Устройство поворотного кулака УАЗ Патриот
Поворотный кулак на Патриоте — это важнейший узел передней подвески. Через него передаются усилия от рулевой тяги к колесу и обеспечивается возможность вращения колёс.
Основные элементы конструкции
- Сам кулак с креплением к шкворням.
- Шкворня с подшипниками.
- Сальники для защиты от грязи и влаги.
- Уплотнители и защитные кожухи.
- Кулак также соединён с шарниром равных угловых скоростей (ШРУСом) или крестовинами — в зависимости от года выпуска и версии моста.
Устройство вроде бы простое, но на деле каждый элемент критичен. Износ шкворней или нарушение регулировки приводит к "гулянию" передних колёс, люфтам и ускоренному износу резины.
Как я ремонтировал поворотный кулак
После разборки оказалось, что верхний шкворень был изношен почти в ноль, а в кулаке из-за старого уплотнения накопилась грязь. Полный порядок действий выглядел так:
1. Снял колесо и тормозной суппорт.
2. Открутил шаровую опору.
3. Снял кулак вместе с поворотным механизмом.
4. Разобрал кулак, вынул старые шкворня и подшипники.
5. Прочистил всё от старой смазки и грязи.
6. Установил новые шкворня, запрессовал подшипники.
7. Заменил все сальники и уплотнения.
8. Собрал всё обратно, затянул по моменту.
9. Отрегулировал натяг шкворней по мануалу — с помощью безменного динамометра.
Больше всего времени заняло аккуратное вычищение посадочных мест — грязи там было как после хорошего оффроуда.
Что стоит учитывать при ремонте
1. Во-первых, крайне важно не лениться менять все уплотнители и сальники — это копеечные детали, но они защищают кулак от попадания грязи и воды.
2. Во-вторых, лучше сразу купить качественные шкворня (я взял комплект от завода "АДС" — по качеству на голову выше дешёвого Китая).
3. И, конечно, без правильной регулировки шкворней всё пойдёт прахом: перетянешь — руль будет тугой, недотянешь — пойдут люфты.
Сколько стоил ремонт
Комплект деталей для одного кулака (шкворня, подшипники, уплотнения и сальники) обошёлся мне примерно в 4500 рублей. Это значительно дешевле, чем аналогичный ремонт в сервисе, где за работу и запчасти могут легко запросить от 12 до 15 тысяч.
Итог
После ремонта поворотного кулака ушли стуки, пропали люфты и стала лучше управляемость. Руль лёгкий, машина держит дорогу уверенно. Если чувствуете, что передок «гуляет», советую не тянуть и проверить кулак.