Скрип и постукивание: как понять, что стойки стабилизатора пришли в негодность
Стабилизатор — важный узел автомобильной подвески, который защищает машину от заносов и потенциальных аварийных ситуаций. Стойки стабилизатора берут на себя основную нагрузку, и поэтому быстро приходят в негодность. По регламенту большинства автопроизводителей менять стойки стоит примерно раз в 30 000 км.
Но чаще эта деталь приходит в негодность до достижения этого срока. И если пару тысяч километров на неисправных стойках вы еще проездите, то дальнейшая эксплуатация может привести к ДТП. Поэтому важно своевременно выявить неисправность. Расскажу, как это сделать.
Автомобиль кренится
Задача стоек стабилизатора — удерживать сам стабилизатор. Во время поворота любой автомобиль так или иначе наклоняется. Это происходит потому, что центр тяжести машины находится над колесной базой авто.
И, соответственно, чем выше автомобиль, тем выше его центр тяжести и тем больше крен в поворотах. Особенно это заметно на больших рамных внедорожниках.
По идее эту проблему должен решать стабилизатор. Крен сам по себе негативно сказывается на управляемости автомобиля и уменьшает срок службы подвески, так как во время наклонов нагрузка на внутренние и внешние колеса относительно оси поворота резко меняется.
Если стабилизатор и его стойки находятся в исправном состоянии, при возникновении крена одна стойка перемещается вверх, а другая — вниз. Это позволяет компенсировать наклон и более равномерно распределить нагрузку между внутренними и внешними колесами.
Если же со стойками и стабилизатором что-то не так, автомобиль может заваливаться на одну сторону.
Почему стойка ломается
Чтобы эффективно выполнять свои функции, стойки стабилизатора крепятся на подвижные соединения. Именно соединения как самая подвижная часть стойки чаще всего и становятся причиной поломки стабилизатора.
А конструкция соединения тут довольно стандартная: стальная шаровая находится в пластиковом футляре, всё это в смазке и закрыто пыльником.
Есть четыре основные причины, почему такая конструкция может поломаться:
Естественный износ. Стойка стабилизатора всё время находится в движении: она то сжимается, то растягивается и при этом постоянно немного поворачивается. Со временем пластик стачивается, и деталь начинает изнашиваться еще сильнее.
Старение смазки. Со временем смазка стареет и теряет свои свойства. А без должного увлажнения металлические детали начинают стучать, скрипеть и изнашиваться в ускоренном режиме.
Порванный пыльник. Пыльник защищает соединение от пыли, грязи и влаги. А так как он сделан из резины, со временем деталь начинает грубеть, трескаться и рваться.
В результате смазка из соединения вымывается, а на ее место приходят пыль, песок и прочая дорожная грязь.
Тяжелые условия эксплуатации. Ни одна деталь подвески не скажет вам спасибо за езду по ямам и неровным дорогам. Еще сильнее стойки убиваются, если вы проезжаете рельсы или «лежачие полицейские» под углом, так как они быстрее всего приходят в негодность именно при диагональной нагрузке.
Ну а если вы любите входить в повороты на скорости — тоже будьте готовы менять стойки чаще обычного.
Как распознать поломку
По поведению машины понять, что стойки пора бы заменить, — довольно сложно. Машина начинает сильнее крениться в поворотах, хуже управляется, а на прямой ее начинает водить в разные стороны.
Во-первых, чтобы таким образом выявить поломку, нужно хорошо чувствовать автомобиль и знать, как он ведет себя в исправном состоянии. Во-вторых, все вышеперечисленные симптомы могут быть причиной кучи других неисправностей, а не только дефекта стоек стабилизатора.
Самый простой способ определить износ стоек — звук. Чаще всего скрип и постукивание слышны при диагональной нагрузке. Например, если на прямой подвеска не издает посторонних звуков, а при попытке медленно проехать через кочку или яму слышен скрип или стук, — скорее всего, со стойками что-то не так.
Чтобы убедиться наверняка, найдите «лежачий полицейский» и дважды проедьте через него. В первый раз сделайте это под углом в 90°, а второй раз — под небольшим углом.
Если при первом проезде всё было ок, а при втором слышны посторонние звуки — виноваты точно стойки стабилизатора.
Однако, как мы уже сказали, бояться особо нечего. Очень редко стойки стабилизатора полностью выходят из строя. Так что, если вас не раздражает скрип, то еще немного поездить можно.
Тем не менее сильно с ремонтом тоже затягивать не стоит, так как резкое ухудшение управляемости авто может стать причиной аварии.
Из хороших новостей: сами стойки стабилизатора и их замена стоят недорого. Сама стойка плюс ремонт обойдутся вам примерно в 2000–3000 ₽. Тем более ставить оригинальные стойки совсем не обязательно: на рынке полно аналогов, одобренных самими автопроизводителями.