8 апреля 2024
2 471
На одном из показов перспективных образцов на АЗЛК тогдашний министр автопрома Владимир Поляков, по воспоминаниям очевидцев, изрек: «Где вы видели такой автомобиль? Таких автомобилей не бывает!».
Дизайнеры расшифровали мысль министра: надо делать автомобили по зарубежным образцам, а не искать нехоженых путей. В СССР, как правило, именно так и поступали. Но не всегда.
Но художники-то не виноваты!
Именно на таких машинах хотели ездить те, кто на них ездил. Трудно вообразить, что руководители СССР предпочли бы авангардный минивэн, нарисованный, скажем, талантливым художником Эдуардом Молчановым: несколько странное сочетание кузова-вагона и огромных стекол с прихотливыми изгибами, характерными для американской стилистики рубежа 1950‑х и 1960‑х годов. Но нечто подобное появилось-таки в металле.
Путевка в жизнь
Расцвет советского дизайна пришелся на эпоху хрущевских совнархозов и относительной самостоятельности промышленных предприятий. При Московском городском совнархозе создали Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ), которое работало по заказам МЗМА, ЗИЛа, Серпуховского мотоциклетного завода. Романтический подъем был и на самих заводах, а также в НАМИ.
Две характерные работы начала 1960‑х, доведенные пусть и до маленькой, но серии, – московский микроавтобус Юность и украинский Старт. Их очень интересно сравнить, поскольку у машин, на первый взгляд, много общего, но есть и очень существенные, а по сути – коренные различия.
Оба автомобиля имели вагонную компоновку. Оба не избежали влияния американской стилистики (ему в те годы были подвержены и многие европейские компании): обширные решетки радиаторов, козырьки над четырьмя фарами.
Но есть и отличия. ЗИЛ‑118 Юность, над которым работала группа под руководством одного из лучших советских дизайнеров Эрика Сабо, в процессе доводки до опытного образца стал куда спокойнее в линиях и декоре, чем на первых эскизах. А вот Старт производил странное впечатление.
Оригинален? Да! Запоминается? Конечно! Но уж больно эклектичным получился у художников этот микроавтобус, наделенный вычурными чертами американских «крейсеров». Ведь дизайн подразумевает сочетание красоты и рациональности, а у Старта – выступающий, как у легкового автомобиля, багажник с вызывающими «килями».
Ладно бы двигатель стоял сзади, как у НАМИ‑013, но он был расположен традиционно для таких машин – между передними сиденьями. Привычный РАФ‑977 – рациональнее, вместительнее, гармоничнее Старта.
35
Комментарии4
8 апреля 2024
Помню микроавтобус Старт. Когда впервые увидел его в реальности, он очень мне понравился! Ничего подобного на то время такого оригинального, устремлённого в будущее, не было. Какое-то время он появлялся на дорогах, потом, к сожалению исчез.
Нравится
Ответить
7
8 апреля 2024
На этом фото вариант комбинированной окраски неудачен. Смотрится так, будто на уазик одели синюю «юбку» с фарами.
Нравится
Ответить
3
9 апреля 2024
Александр, Бежевый и коричневый сложное сочетание тут нужно играть цветами ,как вариант цвет какао или лайм со светло голубым или же окрас по фрагментам 77-78 видел на дорогах но мало было вот и пропали быстро но машинки были очень харизматичные ,жаль без развития уж кто виновен история молчит.
Нравится
Ответить
4
В 1975 г В Донецке в ДонНииЧермет был "Старт" и каждое утро привозил работников, кузов был из пластика!
Нравится
Ответить
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем