23 года с Запорожцем

2.8
3 января 2011
9 819
Так получилось, что в феврале далекого теперь уже 1988 года купил я новый в магазине в Московской обл. запор – эмку сороковку. И только осенью 2010 г. продали ее на ходу батиному знакомому и то еще не оформляли в ГАИ. Так что я тот самый первый и единственный хозяин этой машины и номера у нее еще те – буква, 4 цифры и еще 2 буквы. И проехала она за эти почти 23 года 108 тыс. км и еще поездит. Но, правда, сам я на ней ездил только 8 лет, за которые проехал ок. 80 тыс., а остальные почти 15 лет ездил отец – почти только на дачу за 300 км несколько раз в сезон и не зимой (пенсионеры они с матерью и лет им много за 70). Но чинил и обслуживал эту машину всегда я, ну или вдвоем – типа батя ключи подает.

А теперь об опыте эксплуатации. Ну, во-первых, купили ее за 3960 с чем-то брежневских еще рублей и еще сколько-то копеек. Сам я тогда начинающий инженер, получал на руки ок. 180 р. в месяц и это было нормально. Компьютер тогда мало кто видел, а слово «интернет» еще и не знали. Так вот, за эти деньги я получил собранную 1-2 месяца назад белую машинку в консервационной смазке – нечто типа подсохшего мовиля, которую потом полдня оттирал тряпкой с бензином. Комплектация была по современным понятиям интересная – включала комплект инструмента с ключами, отвертками, монтировками, а еще огнетушитель, аптечку и даже кое-какие запчасти типа свечи накаливания для печки и т.п. С нова у машины не работала печка. Как потом выяснилось, резиновый шланг подачи бензина в отопитель был пережат другой металлической трубкой. Короче, одно правильное движение руки и в машине стало тепло. Но, как чайник, аккумулятор я все-таки посадил. Гайки не протягивал, все было прикручено на совесть. Тогда, в конце 80-х запор считали за машину, хоть и поплоше, чем другие. В конце концов их делали аж до 1994 г.

Так вот, на первом году была одна неисправность – потек передний коренной сальник, тот, который ближе к коробке. Делали знакомые в гаражах, со съемом мотора и т.д. Сам я еще боялся таких ремонтов, да и гаража еще не было. На сервис тогда было не попасть - только по блату или за взятку, хотя машина и на гарантии. Оказалось, что расцепилась пружинка сальника, он и потек.

Практически с первых дней начал мелкие усовершенствования – сам сделал электронный реле-регулятор, вольтметр, сигнализацию на сейсмодатчике, срабатывала от сильной тряски, если вовремя не выключить секретной кнопкой под торпедой – без всякого радио. Все это работает до сих пор. Сделал и потом обновлял раз в 2-3 года антикор, мовиль в порогах и полостях, поставил передние подкрылки, тогда еще дюралевые, тоже стоят до сих пор. Пол в салоне залил пушсалом, отодрав гудроновые коврики, которые быстро начали вспучиваться от влаги, но это уже через 3-4 года. Надо сказать, что заводское покрытие днища и колесных ниш, такое добротное на вид, года через 3-4 тоже начало отслаиваться большими пузырями, под которыми, впрочем, был серый грунт и если вовремя все это отодрать и намазать антикором, то ничего страшного. Я использовал эпоксидно-каучуковый. Держится до сих пор. Ну, в общем, все это привело к тому, что когда машине было лет 20, прогнило заднее правое крыло в том месте, где такая круглая ниша для запаски. Туда со стороны днища не добраться. Болгаркой вырезал дырявый кусок и поставил заплату с утильного крыла тупо на самых мелких саморезиках без сварки. Потом бошки саморезиков сгладил той же болгаркой, шпаклевка, краска, изнутри антикор и если не знаешь где смотреть, не заметишь. Были и есть на краске мелкие «паучки», c которыми боролся традиционными методами. В одном месте на правом переднем крыле наметилась будущая дырка, там, где изнутри стык крыла и арки. Ну, еще отгнили уголки крепления задних брызговиков. Cделал сам из оцинковки и привинтил как было. Надо сказать, что из этих 23 лет зимой ездил всего года 4, но часто. Так что при надлежащем уходе кузовок можно и сохранить, только дело это муторное и грязное. Ну в общем, если сейчас машину в одном месте подлатать, подшпаклевать и перекрасить, будет как новая, только времени на это нет.

Были и аварии. Мелких штуки 3 из серии сам подрихтуй, подшпаклюй и подкрась из баллончика, благо цвет белый. На первом году была и покрупней авария, жигулю в ж..пу дал. Левый передний угол, где фара, ушел назад, крышка багажника «вспухла». Сделали в гаражах без замены деталей, вытянули.

При авариях выяснилась интересная особенность конструкции. То, что торчит спереди салона и сзади, то есть багажник и моторный отсек - это есть просто жестяные объемные конструкции без всяких усилителей и лонжеронов, то есть довольно хлипкие и при авариях сильно страдают. Бамперы тоже непрочные, как и скобы их крепления и при малейшем ударе бампер достает до кузова. Зато сама кабина весьма крепкая, а подвески, мотор крепятся как бы к самому салону, который в этих местах и нормально усилен. Но в целом кузов довольно мягкий и при подъеме на домкрате двери перекашивает.

О моторе. За 108 тыс. км ни разу не разбирался. Всю жизнь работал на минералке. Правда, внутри конечно черноват, но масло не жрет и думаю еще тысяч 30 жрать не должен. Ремень генератора до сих пор тот, что поставили на заводе! Регулировка, правда, выбрана вся, ну так ведь работает. Карбюратор целиком и полностью родной. Чистили его, конечно. Стартер перебирали один раз тыс. через 70. Поменяли бендикс и чистка-смазка. Генератор-вентилятор не трогали. Трамблер прошел тысяч 100, заменили – разбился подшипник. Родные контакты в трамблере продержались тысяч 90, современное говно ходит 7-10 тыс. – проверено. Была одна интересная неисправность тысяч эдак через 50. Все было нормально, потом движок перестал тянуть, стал троить, двоить и вообще работать непонятно как. Пустая машина еле ехала 40. Оказалось, что отвинтились гайки соединения коллектор-глушитель на одной паре горшков (что само по себе редкий случай – обычно пригорает намертво), прокладки выгорели и были щели в соединении 2-3 мм. Видать из-за перекрытия фаз газораспределения через эту щель подсасывался воздух, разбавлял горючую смесь и она не хотела гореть. Короче, после замены прокладок и затяжки все стало как раньше. И еще одна интересная неисправность проявляется уже тысяч 100 (!) км. Иногда раз в 2-3 месяца, иногда раз в 2-3 дня, иногда раз в год начинает сильно стучать выпускной клапан 1 цилиндра. Это с него слетает такой маленький круглый колпачок, который на выпускных клапанах между стержнем клапана и коромыслом. Происходит это когда ты уже поехал, но движок еще полностью не прогрел, и не каждый раз, конечно. Такое впечатление, что в открытом положении зависает клапан или седло его, колпачок слетает, а поршень тут же ставит клапан на место. Колпачок никуда не проваливается, а валяется под клапанной крышкой. Снимаешь крышку, матерой отверткой отжимаешь клапан, одеваешь колпачок, надеваешь крышку. Процесс отработан и занимает не более 10 минут даже на горячем движке. Причину не знаю, так как из-за одного этого движок разбирать неохота, тем более, что ничего страшного не происходит и можно проехать без колпачка км 20-30.

Еще по движку скажу, что за эти годы сменил уже 2 комплекта свечных наконечников, сейчас стоят москвичовские, они понадежнее, не так рассыпаются. Высоковольтные провода с завода родные и работают без проблем. Один раз менял бензонасос и то на всякий случай. Вот вроде и все неисправности по движку, а много их или мало – судите сами. Глушаки конечно стоят из нержи уже лет 18 (родной ходил не более 20 тыс.). За все время движок мыл снаружи 1 раз и он не похож на ком черной грязи!

Для тех, у кого движок греется. При исправных заслонках, термостатах, которые открывают эти самые заслонки, при нормально выставленном зажигании и чистом движке в тридцатиградусную жару на скорости 100 он может греться. Заслонки эти можно на лето вообще снять или подтянуть в открытое положение проволочными крючками, но основная причина в другом. Это щель между капотом и воздушным кожухом с дверцей «зима-лето». Туда подсасывается горячий воздух от мотора обратно в мотор. Во-первых, вся эта заводская конструкция с дверцей должна быть в наличии. Во-вторых, изнутри на капот надо приклеить полосы толстого поролона (толщиной и шириной мм ок.60) так, чтобы они образовали замкнутую рамку и чтобы края заводского «корыта» для воздуха вдавливались в этот поролон и весь воздух для охлаждения шел с улицы. Тогда температура движка в жару на скорости не превысит 90-95°.

Про коробку. За этот пробег ни разу в нее не лазил и все работает. Один раз в начале эксплуатации отвинтилась муфта соединения тяги кулисы с коробкой и менял чехлы полуосей 2 раза из-за течи масла.

Сцепление. Один раз менял ведомый диск на пробеге ок. 60 тыс. из-за того, что обломилась щечка окна и вылетела одна из пружин демпфера. Так бы диск прошел тысяч 70-80. Ведущий диск вечный и выжимной тоже родной. Один раз менял резинки в обоих цилиндрах сцепления из-за течи.

Самый, пожалуй, геморрой - это тормоза и подвеска, частично и рулевое. В задних тормозных цилиндрах с завода были продольные риски, из-за которых быстро (тысяч через 7-10) съедаются резинки. Цилиндры так и не менял, но наловчился менять резинки быстро и без прокачки (это возможно только на задних колесах). На передних менял резинки раза 2, сами цилиндры родные. Лет 7 назад заменил главный тормозной, потом еще раза 2 менял его. Суть в том, что все лето ездишь и все с тормозами нормально, а после зимы (когда не ездили) в системе воздух. Прокачаешь, а через месяц то же самое, причем тормозуха не уходит. Так и не понял причину, думаю дело в качестве запчастей. Ручник где-то года через 2-3 заклинил заднее колесо так, что пришлось его снимать под дождем и расклинивать колесо руками. После этого перестал им пользоваться и хрен с ним, не в горах живем. Тысяч через 100 проржавела одна из тормозных трубок, но удалось это место обмотать медной проволокой и пропаять. Резиновые тормозные шланги родные, но пора бы их и поменять. Тормоза по современным меркам говно, усилителя нет и эффективность не на высоте, даже когда все исправно.

Задняя подвеска без проблем. Менял 2 амортизатора из 4-х – потекли. В рулевом менял сальник червячного механизма – вытекло масло. Менял пластмассовые вкладыши в рулевых шарнирах на москвичевские, родные – говно. Резинки в маятнике тоже раза 2 менял. 1 раз менял колесные подшипники. Самый большой гимор с передней подвеской. Суть в том, что ее шаровые (по 2 с каждой стороны) надо часто подтягивать (тысяч через 5 или даже чаще) иначе они быстро разбиваются и начинают жрать сами кулаки, колеса делаются «домиком». Один раз менял кулаки, а раза 4 всю их начинку. Сход-развал после этого делал сам – была такая приспособа с уровнем и грузиками на шнурках. Лопались и проворачивались колесные шпильки. Их менял и прихватывал к барабанам сваркой от проворота.

Ну и по мелочи было, всего не упомнишь. Например, в сильный мороз на стоянке прямо на глазах лопнуло по кругу и вывалилось стекло фары, несколько раз менял омыватель – лопались в нем пластмасски. Подваривал передние сиденья – лопались в них железячки. Долго мучился с бензонасосом печки, то контакты в нем подгорали, то детальки перекашивало. Но вот щетки дворников отработали 22 года и чистили нормально, резинки не гунявились. Задние фонари – говно. Там общая шинка сделана стальная, а заклепки - алюминий. Через несколько лет контакт исчезает, как ни подклепывай. Все пришлось разломать и переделать.

В целом скажу так. Время этой машины, конечно, уже ушло, но послужила она верой и правдой. На буксире за 23 года ездили 1 раз. Ездили семеро мужиков в ней, грузили бывало так, что задние брызговики по асфальту скребли. Перевезла она десятки тонн всего подряд. Ездили и по страшным ухабам и в грязи по колено. А ведь она и сейчас 110-115 едет и раньше я ее до 120-125 по спидометру разгонял. Страшновато, конечно и ревет дико, но едет. Зато сейчас к этой машине ностальгия, все оглядываются и гаишники останавливают, чтобы походить вокруг, посмотреть и умилиться.
2,8
Оценка автора
Внешний вид
Комфорт
Безопасность
Ходовые качества
Надёжность
Автор не указал отличительные качества этого автомобиля
Все плюсы и минусы модели
Владею более 5 лет
39
Комментарии19
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
3 января 2011
Интересный отзыв,жаль что вряд ли кому пригодится.
Нравится
Ответить
11 марта 2021
@Красиков Антон пригодился)))
Нравится
Ответить
@cherbin dima кому?
Нравится
Ответить
Комментарий удален
3 января 2011
У Запора и так все вентиляторы всегда включены, сколь помню, вентилятор охлаждения на валу генератора расположен. Мое первое авто из 80-х, вспоминаю с ностальгией, не подвел ни разу.
Нравится
Ответить
3 января 2011
Напомнило. У отца был такой. Полуоси ломались. А бензин к печке он подвёл из моторного отсека от бензонасоса. Очень машинка шумная. тогда на это не обращали внимание. Всё делали сами, в том числе бортировали колёса. Отцу он нравился, особенно когда разбежится хорошо и под настроение Жигули обгонит.
Нравится
Ответить
Текст не читал но сложилось впечатление что это новый автомобиль года, только поставь на конвейер. На водке или самогоне ездит? не?
Нравится
Ответить
Очень удачный экземпляр попался, по своему опыту знаю т.к. у самого было 6 и есть 1 штука данного чуда техники, а еще порядка 2 десятков вывел из комы и поставил на ход. Большинство того, что написано у меня случалось намного чаще. С охлаждением можно бороться по разному: вентиляторами, настройкой двигателя, дополнительным масляным насосом с радиатором и т.д., но создатели - не дураки, лично мой рецепт прост: грамотная настройка двигателя и его чистота, а также два дополнительных заборных кожуха для воздуха: один на крыше, второй на капоте (задка) плюс хорошее густое минеральное масло. Это лишь один аспект, а их много и в принципе можно из этого чуда сделать нормальную машину, было бы желание, хотя иномаркой в привычном смысле этого слова он уже не станет никогда. Да наверно ему этого и не нужно. Запорожец - друг, машина для души, дарит фан и эмоции, за это его и любят люди которые ездят на них. Я из их числа. А в иномарках "этого" нет, наверное если бы было, то Запорожцы бы ушли намного раньше..........
Нравится
Ответить
6 января 2011
отзыв отличный,побольше бы таких!!!
а вот про тормозную трубку убило-нах так извращаться,она ж стоит копейки!!!!
Нравится
Ответить
22 января 2011
Дык, дело в деревне было, а до ближайшего магазина 15 км и то не факт, что там нашлось бы.
Нравится
Ответить
14 января 2011
Отзыв - просто супер! Спасибо.
Нравится
Ответить
Автору уважение и почет!Сам увлекаюсь ЗАЗами и приятно было почитать такой интересный отзыв!Спасибо.
Нравится
Ответить
7 февраля 2011
Был ЗАЗ 968А. Ностальгия конечно сильная. Запах в нем был летом такой, с ума можно сойти. Сейчас все машины как то синтетически пахнут в салоне, приятно конечно но не то. Автор молодец, хоть сам уже лет 10 на дорогих ихнемарках катаюсь с большим удовольствием прочел. Спасибо.
Нравится
Ответить
4 апреля 2011
Спасибо за отзыв. Ностальгия!... .
Нравится
Ответить
У родителей был Запорожец, я любил в детстве по середине на заднем сидении на подушке подложенной сидеть,там же спал в дальних поездках. Первая машина была у родителей ездили они много и с удовольствием.С ностальгией вспоминаю.
Нравится
Ответить
9 января 2012
achtung! partizanen!
Нравится
Ответить
25 марта 2012
Добрый и хороший отзыв. Что интересно, автопром СССР хоть и был примитивным, но нынешний хуже. И это обидно.
Нравится
Ответить
16 августа 2012
Был у меня такой экземпляр 92-94 год, какая никакая , а всёж машина и крыша над головой. Хоть и примитивно всё устроено, но удобноремрнтируемо восновном. Правда для того чтобы поменять передний коренной сальник, как у автора, пришлось снять и разобрать двигатель, причём сам сальник стоил копейки....вобщем, неплохая машина для своего времени.
Нравится
Ответить
Отличный, подробный, развёрнутый отзыв.
Нравится
Ответить
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее