Все, что нужно знать о легендарном моторе Toyota 4A-GE

25 июня 2025
44
Пока кто-то мечтает о V8, я всю жизнь тяготею к японским атмосферникам. Один из моих любимцев 4A-GE от Toyota. Да, мотор с историей, да, далеко не самый свежий.
Но сколько он дал эмоций, сколько заставил копаться в деталях, сколько машин на нём раскрыли свой потенциал!
Этот двигатель впервые появился в 1983 году. Объём — 1.6 литра, блок чугунный, голова — алюминиевая.
На первый взгляд — обычная "четвёрка", но вот фишка: уже в те годы он шёл с 16 клапанами и двумя распредвалами. Позже добавили и версии с VVT, и даже с пятью клапанами на цилиндр. Да, звучит как спорткар, а стоял на Corolla и Sprinter!
У меня 4A-GE стоял в AE86 — тот самый «Хачироку». Брал с Японии битую, перебирал сам, мотор оставил родной. И не пожалел. Он крутился до 7600 об/мин легко, без натуги.
Ни один другой двигатель из того же времени не дарил такого чистого механического удовольствия. Особенно если поставить лёгкий маховик и правильную выхлопную.
Особенности мотора, которые лично мне запомнились
- Блок двигателя выносливый, с хорошим запасом по прочности. У меня мотор пережил пару перегревов, и, когда вскрывал, износ минимальный.
- Головка блока цилиндров: проектировали с Yamaha, и это чувствуется. Каналы продуманы, наполнение отличное, особенно на высоких оборотах.
- Варианты: был "blue top", "red top", "black top", и каждый отличался чуть-чуть по степени сжатия, по фазам, по мозгам. У меня был red top, компрессия 10.3:1, впуск на T-VIS, понизу вялый, зато после 4500 прям выстрел.
- Инжектор: на старых версиях был многоточечный, работал надёжно. Если ставить более современный — надо менять мозги.
- Звук: заводской выхлоп скромный, но если поставить выпуск под 4-2-1 — получаешь настоящий механический вой на высоких оборотах. До сих пор помню, как он звучал ночью на пустой трассе.
Куда ставился 4A-GE? Список огромный. Самые известные
- Toyota AE86 (Corolla Levin / Sprinter Trueno)
- Toyota AW11 (MR2 первого поколения)
- Toyota AE92, AE101, AE111
Некоторые версии Toyota Carina, Celica, даже в редких модификациях Toyota Corona
Но прикол в том, что этот мотор и сейчас ставят в свап-проекты. Его втыкают в старые Corolla, в Starlet, даже в заднеприводные проекты вроде старых KE70.
Вес небольшой, обороты хорошие, запчастей море, тюнинг есть на любой кошелёк. Мозги можно воткнуть Megasquirt или даже что-то от Altezza — будет работать, если прошить правильно.
Один раз я ставил 4A-GE в KP61. Влез почти болтон. Проводку накинул от AE86, и всё завелось почти с первого раза. Выхлоп делал сам, из нержавейки. Да, заморочено, но оно того стоило. Машина стала ехать так, как будто её оживили.
Из минусов могу отметить
- масла любит поесть, особенно ближе к 200 тыс.
- старые моторы уставшие, часто требуют капиталки
- датчики ломаются, особенно расходомер и датчик положения дросселя
- сложно найти в идеальном состоянии, особенно black top — либо ушатан, либо дорого
Но даже с этим — он того стоит. За всё время владения я его перебирал один раз и один раз менял прокладку ГБЦ. При этом мотор пережил пару трек-дней, каждодневную езду и кучу переездов по трассе.
Если ищете мотор с характером, и чтобы при этом без турбины, но весело — 4A-GE до сих пор остаётся одним из лучших вариантов.
1
Комментарии
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее

Рекомендуем