ТРВ кондиционера: что это и как работает?
Терморегулирующий клапан (ТРВ) — это один из тех компонентов в кондиционере, о которых часто забывают, пока не возникнет проблема. Я столкнулся с ним, когда решил разобраться, почему мой кондиционер на Газели стал работать плохо, и начал искать причину. Оказалось, что именно ТРВ оказался виновником всех бед.
Принцип работы
ТРВ регулирует подачу хладагента в испаритель, чтобы поддерживать нужную температуру. Когда я впервые стал разбираться в системе кондиционирования, понял, что этот клапан — не просто «пустяк», как я думал раньше.
Он важен для того, чтобы хладагент поступал в испаритель в нужных количествах и охлаждал воздух в салоне.
Если температура хладагента в испарителе начинает расти, ТРВ открывается, пропуская больше хладагента, чтобы охладить систему. Когда температура понижается, клапан закрывается, и хладагент поступает только в том количестве, которое нужно для нормальной работы. Это как регулировка интенсивности работы кондиционера, но без вмешательства водителя.
Неисправности
В моей ситуации кондиционер в Газели начал охлаждать хуже, а через пару дней заметил, что в салоне просто не стало комфортно — поток воздуха был не такой холодный, как обычно.
Это меня насторожило. Вначале думал, что дело в самом хладагенте, но потом понял, что, возможно, проблема в ТРВ.
Вот что мне пришлось заметить, когда ТРВ начал барахлить:
— "Неохлаждающий кондиционер". Проблемы с ТРВ могут проявляться тем, что кондиционер не выполняет свою работу — воздух не холодный, а температура в салоне не понижается.
— "Образование инея на трубах испарителя". Это тоже произошло у меня. Как только я снял пластиковую обшивку и заглянул в систему, увидел иней на трубах испарителя — это был явный признак того, что клапан не регулирует подачу хладагента должным образом.
— "Шум в системе". Я заметил, что кондиционер стал работать не так плавно, как раньше, и из его работы появился какой-то странный шум. Это тоже повод задуматься о состоянии ТРВ.
Проверить ТРВ можно не так уж и сложно, если у вас есть нужные инструменты. Вначале я решил проверить систему давления.
Используя манометр, я понял, что давление в системе не соответствует нормам. Это был первый сигнал, что дело именно в ТРВ, который не пропускает нужное количество хладагента.
Визуальный осмотр также дал полезную информацию — увидел, что внутри системы кондиционирования ничего не забито и не повреждено, но иней на трубах испарителя говорил сам за себя. Так что с замером давления и осмотром я понял, что клапан не работает корректно.
Я сразу не решился менять ТРВ сам, потому что понимал, что не хочется поначалу портить всю систему. Однако после консультации с механиком и небольшого изучения процесса, я понял, что это не такая уж сложная задача, и решил сделать это самостоятельно.
Замена
Замена ТРВ не такая уж страшная, как кажется. По сути, нужно просто отключить старый клапан и поставить новый. Но вот заправка системы хладагентом — тут уже без помощи профессионалов не обойтись, если вы не хотите встретиться с утечками и плохой работой кондиционера в будущем.
Механик мне сказал, что важно не только заменить клапан, но и правильно зарядить систему хладагентом, чтобы избежать перегрева и других проблем.
С тех пор прошло пару лет, и кондиционер в Газели работает как новый. Это один из тех случаев, когда даже мелкая деталь вроде ТРВ может полностью изменить работу всей системы