Тайны темного масла и знаки, указывающие на его надежность

20 марта 2024
210
Автовладельцы, замечающие потемнение моторного масла в своих автомобилях, могут испытывать беспокойство и тревогу. Стереотипное мышление подсказывает им, что изменение цвета — нехороший признак, говорящий о низком качестве смазочного материала. Однако попробуем взглянуть на этот процесс с научной точки зрения. Что на самом деле происходит с маслом, пока оно находится внутри двигателя?
Эволюция в моторе
Давайте порассуждаем, в чем разница, скажем, между куском хозяйственного мыла и современной капсулой для машинной стирки? В первую очередь, конечно, разница в функционале. Капсула, в отличие от обычного мыла, – это многофункциональное средство, которое не только отстирывает одежду, но и, например, смягчает воду, выводит пятна, освежает цвет и ухаживает за тканью, действует как антистатик и т.п.
А теперь представьте, что современное моторное масло – это такое же передовое капсульное решение, но для двигателя. Да, это, в первую очередь, смазка. Но также эта смазка предотвращает коррозию, и отмывает двигатель от уже имеющихся отложений, и много чего еще. Вернее, делает все это не собственно смазка (читай – базовое масло), а многочисленные присадки, которыми производители автомобильных масел обогащают составы своих продуктов, чтобы придать им те или иные дополнительные свойства.
В частности, в масла добавляют щелочи. Это такой своеобразный must have в мире современных автосмазок, потому как щелочи, с одной стороны, нейтрализуют попадающие в масло в процессе работы двигателя кислоты, а с другой — борются с уже имеющимся в моторе нагаром и прочими отложениями, которые явно в моторе лишние. Чем больше в моторном масле щелочных присадок, тем больше в нем т.н. щелочное число.
А теперь догадайтесь, что происходит с маслом в процессе того, как оно при помощи щелочных присадок отчищает мотор от всей накопившейся в нем грязи? Правильно, оно темнеет! Плюс цвет масла меняют и сами присадки, «погибшие» в бою с нечистотами, подобно лейкоцитам, победившим заразу в кровеносной системе. Вот и получается, что отработка масла, выполнившего свою миссию на совесть, выглядит куда менее приглядно, чем его вариант до попадания в двигатель.
Большая стирка на малом интервале
Теперь представим, что двигатель нашего авто имеет большой пробег и отложений в нем много. Мы в него заливаем ту самую «капсулу» — передовое моторное масло, которое имеет суперспособность к очистке мотора. Пусть, например, это будет масло для бензиновых двигателей HYUNDAI XTeer G800, имеющее подтвержденные новейшие допуски Американского института нефти и Международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел – API SP и ILSAC GF-6.
Стоит ли ожидать, что спустя несколько тысяч километров масло останется светлого янтарного цвета, будто только что из канистры? Учитывая вышесказанное, скорее всего, нет. Масло потемнеет, причем произойти это может довольно быстро, что будет естественно, если двигатель очень грязный. А следовательно, и замена потребуется раньше, потому что масло выработает свой ресурс быстрее, чем это будет в новенькое и чистом моторе только что купленной машины.

Кстати, отсюда можно сделать и обратный вывод: если ваш мотор уже стар, а залитое в него масло остается девственно чистым и на 7000, и на 10000 километрах пробега, это повод задуматься: а так ли хорошо оно справляется со своими функциями? Не нужно ли поменять его на продукт, который, наконец, наведет в моторе хорошую уборку и тем самым продлит ему жизнь?

Надеемся, этой статьей мы избавили читателей нашего бортжурнала от необходимости снова и снова искать ответ на извечный вопрос о том, что почему моторное масло потемнело. Ответ простой: масло выполнило свою работу.
4
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее