Простой способ узнать, какой мороз может выдержать ваше моторное масло на самом деле

22 ноября 2023
793
По календарю зима еще не наступила, но мощное дыхание Арктики многие россияне уже ощутили в полной мере. Некоторые регионы мороз уже "накрыл" по-полной, а в некоторых — вот-вот ожидается.
И водителям к этому надо быть готовыми. Например, если в наиболее холодный период нет возможности вовсе оставить автомобиль в покое или, по крайней мере, обеспечить ему теплое место для отдыха, то стоит хотя бы в уме прикинуть, а способно ли, в принципе, залитое в машину масло выдержать тот мороз, который обещают синоптики в вашем регионе. О том, как это сделать, рассказываем ниже!
Для кого цифры?
Одна из ошибок, которые совершают многие автовладельцы, пытаясь спрогнозировать устойчивость масла к зиме, состоит в том, что они слепо доверяют цифрам, фигурирующим в паспортах качества. Если быть точнее, с цифрами-то всё в порядке – хромает интерпретация.
Например, такой показатель, как температура застывания, воспринимается водителями как некая ограничительная черта, до которой масло обязано сохранять заявленные эксплуатационные качества. Это-то и ошибочно!
Приобретая масло 0W-30, в паспорте которого сказано, что оно имеет температуру застывания минус 46 градусов по Цельсию, некоторые автовладельцы всерьёз рассчитывают, что смогут проехать на такой смазке хоть в январе по тундре.
И конечно, таких водителей настигает полное разочарование, когда масло подводит уже при минус 35, и в одно свежее зимнее утро машина попросту отказывается заводиться.
На самом деле, такая характеристика смазочного материала, как температура застывания, указывает буквально на то, при какой температуре масло окончательно и бесповоротно потеряет свою текучесть, иначе говоря – превратиться в кусок льда.
Кому полезно знать, когда масло станет льдом? Например, работникам складов и сервисов, чтобы правильно хранить канистры и бочки. Водителям же ориентироваться только лишь по таблицам из паспортов качества, дабы потом не было горьких разочарований, не стоит.
Куда же смотреть водителю?
Для того чтобы максимально точно определить, какие морозы способно с честью и достоинством пережить моторное масло, следует обращаться к классификации SAE J300. Она выглядит вот так:
Обратить внимание в контексте обсуждаемой темы стоит синие столбцы данной таблицы, так как в них указана динамическая вязкость масел, в обиходе также называемая зимней. Прежде чем маслу присваивается тот или иной её класс, его тестируют на специальных установках — вискозиметрах.
Аппарат, именуемый CCS (Сold Сranking Simulator), имитирует холодный запуск. Соответственно, он позволяет определить предел температуры окружающей среды, при которой остывший до этой температуры двигатель запускать безопасно, так как масло, достигнув узлов трения, будет сохранять в них заявленные производителем эксплуатационные качества.
В крайнем правом синем столбце отображены показатели прокачиваемости. Их определяют, прогоняя масло через аппарат, называемый MRV (Mini Rotary Viscometer). Это та температура, при которой с холодным маслом ещё справляется масляный насос.
Иными словами, это предел, до которого масло сохраняет текучесть, после которого оно уже начнёт «схватываться», насос не сможет его качать, и тогда смазка попросту не сможет достигнуть узлов трения.
Соответственно, для водителей первостепенную важность имеют только данные из первого столбца – те, в которых указан лимит температур для адекватной работы масла в узлах трения при запуске мотора «на холодную». И температуры эти, как мы видим, такие:
• для масел 0W – минус 35°C
• для масел 5W – минус 30°C
• для масел 10W – минус 25°C
• для масел 15W – минус 20°C
• для масел 20W – минус 15°C
• для масел 25W – минус 10°C
Любые иные показатели, пусть они и указываются производителями масел в разных важных документах, для водителей, пытающихся понять, в какую температуру зимой им безопасно заводить свою машину, по сути своей, неинформативны!
Какое масло точно не замёрзнет при минус 40 и ниже?
Ответ на этот вопрос донельзя краток: никакое. У всех углеводородов есть одно досадное свойство – при низких температурах они замерзают. Даже моторные масла, сделанные с использованием базовых масел IV и V групп (ПАО и т.н. «эстеров»), в условиях арктический зимы чудес не демонстрируют.
И автовладельцы, не понаслышке знакомые с жизнью и ездой за полярным кругом, подтвердят, что лучшей гарантией сохранения работоспособности двигателя после суровой морозной ночи может служить лишь тёплый гараж или специальная система подогрева двигателя.
Конечно, на мировом рынке существуют премиальные смазочные материалы, по своим характеристикам значительно превышающие требования SAE J300 и способные выдерживать значительный минус. Но они, во-первых, большинству обычных автолюбителей не по карману, а во-вторых, с российского рынка по известным причинам исчезли.
Посему вывод такой: не стоит безоговорочно верить глазам своим, изучая физико-химические характеристики моторного масла в паспорте качества, а также на страничках товаров на сайтах, ибо все цифры там – это всегда лишь копипаст официальных документов на продукты.
Главный ориентир для водителя – классификация SAE J300. А в ней, как мы уже убедились, цифры куда скромнее, чем в паспортах. И если им, этим цифрам, верить (а верить нужно!), то даже «нулевки» теряют свои эксплуатационные свойства в минус 35, не говоря уже о «пятёрках».
5
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее