СДЭК — что это такое и насколько ему можно доверять

20 июня 2023
1 180
Привет всем, кто заглянул сюда! Я часто пользуюсь транспортными компаниями для отправки и получения грузов. Они бывают разные, вездеходная техника, комплекты колёс на дисках и без, запчасти и документы. Ценность груза и срочность доставки тоже разная.
Поэтому меня можно назвать завсегдатаем офисов транспортных компаний — когда ищу оптимальный вариант для отправки или забираю посылку, отправленную клиентом/партнёром/дилером. Так что я могу сказать что накопил некоторый опыт. Хотя моё мнение — не единственно верное, конечно.
Так вот, в последнее время у меня стали появляться неудобные вопросики к одной зелёной ТК, которая называется СДЭК. Два раза была срочная доставка, но в первом случае отправлял документы из Москвы в Казань, а во втором — комплект зимней резины из Тюмени в Казань.
Вес груза: 50 гр и 45 кг соответственно. И что бы вы думали? Доставка документов по деньгам вышла почти в ту же сумму, что и доставка шин. При том, что везли бумаги дольше этих самых шин.
«Что за ерунда?», подумал я. Потом поднял историю всех своих заказов и начал считать. И получилось, что даже Почта России, которую принято ругать в приличном обществе, работает лучше, чем некоторые транспортные компании.
Ведь сколько раз вы слышали истории о том, как плохо работает Почта России? Мол, там всё медленно, некачественно, сотрудники общаются грубо, а про потерянные или украденные посылки и вовсе рассказы один удивительнее другого ходят.
Сам я и Почтой России не гнушаюсь, пользуюсь давно, регулярно отправляю/получаю письма, бандероли, разные грузы. И по своему опыту могу сказать, что таких проблем не было. Слышать — слышал, но у меня всё складывалось хорошо.
Даже по срокам претензий не было. Всегда знал, когда придёт посылка, хотя иногда возникали небольшие задержки на пару дней.
Однако я понимаю, что не у всех аналогичный опыт. И те люди, которые перестали доверять Почте России, ищут другие транспортные компании и службы доставки. И очень часто останавливаются на СДЭК, которая симпатично и мило выглядит, но очень сильно меня разочаровывает.
Я изучил особенности этой компании и теперь хочу поделиться информацией о том, что собою представляет эта так называемая «служба доставки».
Что такое СДЭК

СДЭК где-то до 2008 года назывался «Службой Доставки Экспресс Курьер», а себя они позиционируют как «логистические решения». Это важный момент: не транспортная компания, а логисты. Получается, что СДЭК является как бы посредником в сфере транспортных доставок.
Они берут вашу посылку, ищут наилучший способ доставки на основе пункта отправления, пункта назначения и сроков, после чего передают посылку настоящей транспортной компании. Та доставляет её до пункта выдачи, где СДЭК забирает посылку и передаёт конечному получателю.
Фактически основное, что важно понимать: СДЭК — это не транспортная компания. У них просто нет своих автомобилей, вагонов, пароходов и т. д. Они посредники.
Как организована структура СДЭК

Ещё один важный факт в копилочку ваших знаний: СДЭК не является одной компанией с сетью филиалов. Это множество небольших организаций и ИП, которые работают по франшизе под брендом одной сети.
За определённую сумму каждый может стать владельцем собственного пункта СДЭК. Если не верите, можете быстро проверить мои слова. Для этого просто оплатите услугу доставки банковской картой, и посмотрите, куда платёж пойдёт.
В большинстве случаев — на имя ИП или мелкой фирмы, а не на ООО «СДЭК» или нечто в этом роде.
Чем это плохо? Ну, если объективно — ничем. И ничем хорошим это тоже не грозит. Просто факт, благодаря которому становится проще понять принцип работы СДЭК и предвосхитить потенциальные риски при сотрудничестве с этой компанией. Опишу некоторые из них.
СДЭК — это недёшево. Порой даже необыкновенно дорого. И логики нет никакой. Допустим, доставка небольшой посылки весом в районе 50 грамм из Москвы в Казань может выйти дороже, чем доставка зимних шин из Тюмени в ту же Казань (а это 45 кг).
СДЭК — не всегда быстро. Для объективности замечу, что ответ на вопрос о скорости доставки СДЭК неоднозначен. С одной стороны, СДЭК выбирает самый быстрый маршрут доставки между точками А и Б.
Не нужно думать, к кому обратиться за помощью: к ПЭК, Деловым Линиям, Почте России или другими компаниям. СДЭК сделает всё это за вас. С другой стороны, пока СДЭК передаст вашу посылку реальной транспортной компании, может пройти немало времени.
Могут возникнуть непредвиденные задержки. Если опираться на мой личный опыт, нельзя сказать, что СДЭК опережает основные транспортные компании с точки зрения скорости доставки. Бывает быстрее, но часто доставка затягивается.
СДЭК может потерять или повредить посылку. Может-может. И теряются они, и воруются — от этого нет защиты, многое зависит от сотрудников на местах. А они, как вы уже поняли, нанимаются не крупной компанией, которая заботится о своей репутации, а ипшником с минимальной ответственностью и уставным капиталом в 10 000 рублей.
Фактически выходит так, что вы доверяете свою посылку нескольким индивидуальным предпринимателям. Что может быть несколько более рискованным, чем отправкой той же Почтой России.
СДЭК — не всегда оптимальная логистика. Раньше мне тоже казалось, что хорошая логистика является преимуществом СДЭК. Ведь идея повысить скорость доставки, получая наилучшие условия у всех доступных транспортных компаний, звучит разумно.
Однако лично столкнулся с ситуацией, когда моя посылка путешествовала по разным городам, успев побывать в каком-то промежуточном пункте выдачи перед тем, как добраться до адресата. Последней каплей стала отправка пакета из Москвы в Ярославль.
Прошло уже 12 дней с момента отправки, но если верить трекингу, посылка до сих пор не покинула пределов города.
Есть ли у СДЭК хоть что-то хорошее? Конечно, есть. Отправитель может заключить один договор с СДЭК, избавив себя от необходимости заключать множество договоров с разными транспортными компаниями.
Малый и средний бизнес, интернет-магазины точно оценили преимущества такого подхода. Когда договор один и никаких очередей на отправку, то как там уж посылку доставят — дело десятое, заказ-то по предоплате был.
Выводы
Я не хочу пиарить другие транспортные компании или поголовно клеймить все организации, которые работают под крылом «зелёных логистических решений». Просто предупреждаю, чтобы вы задумались над тем, кому всё же можно доверить перевозку вашего груза.
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее