Дневной свет в "Десятке"
Вот чем мне нравится отечественный автопром, так это возможностью приложения «умелых рук». Нет, не смейтесь, - взрослые дяди тоже любят в технике поковыряться.
С конца ноября 2010 года внесены очередные изменения в ПДД. Теперь все новые автомобили должны оборудоваться функцией «Дневной свет», а владельцы необорудованных такой функцией автомобилей должны ездить днем с включенным ближним светом фар.
А ведь проблема в том, что фары днем можно просто забыть включить или выключить, - побудительных то стимулов вроде темноты нет. Вот и останется машина на стоянке с включенными огнями, а утром - АКБ на нуле. Или сел и поехал, а фары то включить забыл, - вот и повод для дискуссии с инспектором.
Практически все отечественные автомобили не имеют функции «дневной свет», но каждый раз включать и выключать фары не всегда удобно, а оставлять машину на длительное время с включенными фарами грозит разрядкой АКБ. Вот например в моем Мерседесе есть «дневной свет», – через несколько секунд после пуска двигателя включаются фары ближнего света, а с выключением зажигания они выключаются.
Упрощенная схема управления освещения автомобиля ВАЗ-2110-2112 показана на рисунке 1. Обозначения на схеме даны услов-но, – S1 – выключатель замка зажигания, S2 – выключатель главного света, H1-Hn – схема ламп габаритных огней (сами габарит-ные лампы, плюс лампы освещения приборной панели, и др.), S3 – рычажок-переключа-тель «дальний / ближний», Р1 – реле дальнего света, Р2 – реле ближнего света.
Проще всего замкнуть перемычкой S2.2. Теперь каждый раз, когда включается зажигание будут включаться и фары. Проще, но не лучше. Так как, во-первых, нет задержки включения фар, во-вторых, пропадает режим включения габаритов, то есть, когда включены только габаритные огни, а фары выключены, например, при остановке с включенным двигателем.
На рисунке 2 показана доработка схемы установкой простого электронного блока. Рассмотрим как он работает. Случай первый, – S2 (выключатель света) в полностью выключенном положении. Включаем зажигание (S1). Питание +12V поступает на схему на транзисторах VT1 и VT2. Положительное напряжение поступает в цепь эмиттера VT2, на положительную обкладку C1. Отрица-тельное напряжение поступает на конденсатор С1 через R1 и цепи ламп габаритных огней. Конденсатор С1 начинает заряжаться, и через несколько секунд напряжение на нем достигает величины, при которой транзисторы VT1 и VT2 открываются. Открытый пере-ход «эмиттер-коллектор» VT2 пропускает ток на реле Р2 в обход выключенного S2.2. Реле Р2 включает фары ближнего света.
Допустим нужно перейти на габаритные огни, то есть включить габаритные огни, но ближний свет выключить. Просто включаем габаритные огни (замыкается секция S2.1, а S2.2 остается выключенной). Теперь на точке соединения R1 и R2 будет положительное напряжение. Конденсатор С1 ускоренно разряжается через R2 и VD1 и транзисторы закрываются. Ближний свет выключается. Если нажать S2 полностью, – включится и ближний свет и габаритные огни (как обычно).
Таким образом, схема создает функцию «дневной свет» и не мешает переходу на «габаритные огни» или «ночной свет». К тому же дает задержку включения «дневного света». Величина этой задержки зависит от емкости С1.
Понимаю, что этот отзыв не совсем то, что здесь привыкли видеть, но затронутая здесь проблема ведь актуальна, и предложенный способ решения может быть многим полезным. Поэтому надеюсь что модераторы все же допустят его к публикации.
Желаю всем успехов на дорогах, и не платить штрафы за выключенные фары!