Притча об ИЖЕ (Иж vs ВАЗ)
ПРИТЧА ОБ ИЖЕ (Иж vs ВАЗ)
Прошу сильно не ругать и не чмырить. Я не маньяк-извращенец, я представитель сельской интеллигенции и поэтому всем маркам "предпочитаю" ИЖ 2126 ОДА!
Итак, здравствуйте, уважаемые читатели, и матёрые спецы и простые любители (типа меня).
Я владелец Ёжика, хочу про него немного рассказать, поделиться мнением. (Есть у меня ещё одна цель, но о ней потом скажу.) До Ижа была потрепанная, выжатая как лимон "шестерка", а ещё раньше, в далекой юности (20 лет назад) был отцовский AZLK-2140 (!), который я поставил на уши во время пробега по маршруту "Клуб - тётя Маша-самогонщица". (Полная машина друганов, встали конкретно на крышу, все живы-здоровы, только комбайновский аккумулятор, который был в салоне, лопнул пополам, и электролитом всех окатило, у меня от трусов только резинка к утру осталась, извиняюсь за такую подробность).
Поездив на разваливающейся шестёрке 3 года, я продал её за 8 (восемь) тысяч и накопив около 120 т. поехал в город за машиной. Хотел смотреть «семерку» (2-4 лет), «восьмерку-девятку» (6-8 лет) или даже «десятку». На импорт с такой суммой глядеть было страшновато. Хотя в 2008 году у нас в деревне брали и более дешевые варианты. И даже ездили потом… некоторое непродолжительное время.
В «семёнах» рвотный рефлекс вызывает торчащий рычаг КПП. Это я шучу. Мне не до таких мелочей. Если бы попалась подходящая – взял бы. «Зубилы» ржавые-прержавые, на пене монтажной. А как увидел я Ижа в, да ещё когда цену спросил, так больше ни минуты не раздумывал. Это конечно не любовь с первого взгляда, скорее брак по расчету. Пробег 30 тыс, год- 2004, цену хозяин назвал 110, но сразу же добавил: «Бери за 85». Я ещё на штуку « на обмывку» снизил.
Иж был в комплектации «Ника». Мне понты не нужны, но приятные обвесы, спойлер, стеклоподъемники, сигналка, подогрев ДВС тешили мою сельскую неизбалованную душу. Бонусом стало ГБО. (Я сначала скривился: типа на фиг оно нужно, бабахнет ещё, сцуко… Но вот уже почти 5 лет езжу, привык, а на бензине не желаю). Сел в авто и удивился: перед глазами – дорога, а не капот, как в классике. Приятные сиденья, электронная панель. Стрелки при включении зажигания с приятным звуком описали «круг почета» и заняли своё место. Открыл капот – движок на месте. Чистый. Всякие хитрые способы проверок, типа нюхать выхлоп, замерять истертость руля, пропуканность сиденья и т.д. я посчитал излишними. Отдал деньги, оформили акт и быстрей домой. Аккуратно по городу, страшно нам деревенским, а по трассе дунул, разобрался с музыкой, включил и сам подпевал во всё горло.
Приехал. Дома нет никого. Жена рожает в Барнауле. (Теперь на вопрос: «Сколько лет сыну?» я вспоминаю, когда я купил машину. И поэтому - не ошибаюсь.) По-быстрому проехал по деревне собрал несколько корешей – не каждый день машину покупаю, обмыть надо. Потом автоматически сына начали обмывать. Обмывали с минимумом закусок по бомжатски, в чисто мужской компании. Около 3-х дней. Некоторые так и не поняли, какую машину я купил. ( Ода была первая в деревне.) Один на 3-й день спрашивает: «Ну как, мол, Шкода, ездит ещё? Когда кататься поедем»…
А в целом реакция на Оду была примерно такая. Кто потактичней, тот говорил: «Ну ничё так, пойдет, лишь бы ездила» Другие рубили с плеча: «Нафуя ты её взял?! Это же МОСКВИЧАРА! А запчасти где будешь брать?» Или так: «Взял бы королку или камрюху начала 90-х и как белый человек ездил». На счет «королки» или «камрюхи» - вопрос спорный. У нас их много последнее время берут и хоть бы у кого без капиталки обошлось. Или коробка, или двигун после смены масла начинает глючить. Я бы такого не пережил. Копить 3 года, а потом ещё на 20-30 тысяч влететь.
Не помню где читал, что стоимость авто не должна превышать суммарной годовой зарплаты. По одёжке протягивай ножки. Всё что дороже – неразумные понты. Колхозные. Мой уровень следовательно до 200 тысяч на сегодня. Блин, ловлю себя на мысли, что как и большинство владельцев Ижей (и тому подобной техники) начинаю оправдываться и доказывать всем (да и себе), что я не тупой лох. Ну ладно, постараюсь объективность не терять.
Хватит лирических отступлений. Теперь об эксплуатации. Передний бампер «Ника» оказался не для села. Постепенно он пришел в плачевное состояние, я его латал, клеил, саморезами украшал со всех сторон (некоторые потом в колесах находил). В конце концов, заменил его на обычный. Цена 1450 рублей и день интенсивного секса. Запчасть ну никак не хотела вставать на место. Пришпандорил. Слава саморезам! А ведь это был самый дорогой ремонт за пять лет!
Двигатель самый простой. Ломаться нечему. Ах нет. В этом году пару раз заглючил стартер. То схватит, то нет. Контакты пороверил. Потыкал проводком туда-сюда. Ну думаю, надо менять. Снял, вспоминая теплым словом тех, кто придумал тот самый «волшебный» болтик. А у меня ещё под редуктор ГБО залазить нужно. Снял стартер. Разобрал для интереса. Посмотрел цену на новый в интернете. Жалко денег. Но куда деваться. И решил его напоследок перед выбрасыванием к батарее приткнуть. Чуть не намотало. Рвет и мечет. Поставил. Всё работает до сих пор. Вот что значит плохой контакт.
Прошлым летом заметил на передке вертикальное биение колеса и решил поменять ступичные подшипники. (Подходят от семейства 2108) В магазине предложили по 500 руб и по 300. Вопрос продавцу: в чем разница? Ответ: производитель разный. Вопрос: какой лучше? Ответ: естественно за 500. Вопрос: чем? Это ставит продавца в тупик. Взял за 300. В ремонте использовал специнструмент (кувалдометр) и набор спецвыражений. По неопытности провозился с первым подшипником часа 3. Второй занял 30 минут. Самое интересное, биение осталось в той же амплитуде – ни больше, ни меньше. Особенность конструкции Ижа или деталь дороже нужно брать?
В прошлом году закис трос ручника. Протерся кожух в местах контакта с тягами заднего моста. Поменял. Стоит 380 руб. Правда, оказался длиннее. Пришлось смекалку проявлять, укорачивать. В местах контакта с тягами надел резиновые патрубки. Большое спасибо авторам машины за регулировку ручника из кабины. Хотя сама система ручного тормоза, как и на классике оставляет желать лучшего: рычаг и распорка плохо конструктивно сопрягаются. Хотя может это мой дилетантский домысел.
В начале лета послышались разные подозрительные шумы в районе з\моста. В салоне фиг поймешь, где и что брякает. Решил, что хороший шум сам себя рано или поздно проявит, и не нужно форсировать события. (Это такая диагностика по-деревенски) Так оно и вышло. Со временем появились подтеки, да и стук приобрел характерный хруст шариков подшипника. Заменил подшипник полуоси моста. Цена – 300 руб вместе с сальником. Когда разобрал – не обнаружил половины шариков. Блин, куда делись? Может в картер моста укатились? Проверил. Снял крышку. Увлекся и раскрутил всё, что там можно было открутить. И только потом прочел в книжке, что собрать обратно можно только на стенде СТО. Пятно контакта, микрометры и т.д. Брехня. Пользуясь советами интернета собрал, отрегулировал на глаз, закрутил – ездит не воет. А шариков так и не нашел. Не размололо же их? Потом обнаружил в районе посадочного места подшипника специальный отлив и дырдочку на улицу для шариков. Зато получил опыт. Могу теперь задние мосты регулировать! (:-) Кстати, спасибо Интернету и всем кто пишет о своем опыте ремонта – не раз выручали.
Это все мои ремонты за 5 лет. Разумеется были мелочные покупки (щетки дворников, бегунок в запас, колодки тормозные, свечи….) Все запчасти в шаговой доступности и не дороже жигулевских. Большинство деталей взаимозаменяемы с популярными моделями авто. Есть и оригинальные, например стойки передние, но в крупном городе есть всё. И стекла и кузовщина. В Барнауле – точно есть всегда. (В соседней деревне мужик на Оде Фабуле весь перед снес в аварии, съездил в Барнаул без проблем всё купил). Ах да, резонатор менял (около 700руб) и тормозной цилиндрик (100 руб)
Замена масла стоит 400 рублей (масло +2 фильтра). Лью минералку, разумеется. С последней замены наездил тысяч семь, масло на щупе светлое, наверно езда на газе сказывается. Фильтр воздушный не нравится. Неудобная конструкция с защелками, да и фильтр от Москвича 2141 не всегда бывает. Но ведь он раз в сезон нужен бывает. Под капотом места больше, чем в классике. Например, крышку распределительных шестерен можно демонтировать не снимая вентилятора. Лучше доступ к помпе, термостату, генератору. Я бы сфоткал всё это, да на зиму всяких утеплителей намотал под капот. Как фашист под Сталинградом.
Реально подвел меня ИЖ один раз. Поехал на жд станцию и заглох. Искра то есть, то нету. Позвонил другу, он приехал слегка поддатый, прицепил меня к Хариеру, так быстро мой Иж ещё не ездил. Дома причину нашел быстро. Конденсатор. (30 руб.) Это единственный раз, когда меня притащили. Были случаи, когда батарея садилась, стартер барахлил, патрубок охлаждения слетал, но в итоге приезжал сам. Спасибо всем, кто не проезжает мимо, дает прикурить, дёргает, подскажет. Помогли тебе, помогай ты.
Вспоминаю случай. За день до Нового года было. Ехал с дочкой из Барнаула - дорога ужас. Ветер, метель, кучу аварий за день видел. Уже подъезжаю к своему поворту, уже жене отзвонился, что мол всё нормально. Наверно на секунду расслабился ...И на повороте ухожу с трассы. Улетел не далеко, воткнулся в сугроб на полмашины. Зад на трассе остался. Блин, вечер уже. Счастье так близко было... Что делать? Трактор где взять? Махнул УАЗику, на меня из него поглядели, как на г....о. И тут парень на Тойоте останавливается. Цепляйся, говорит. Я ему: да ну, не вытащишь. Вытащу, говорит, вэдовая она у меня. Я с большим сомнением зацепил и, о, чудо! Он меня как пробку из бутылки из этого сугроба выдернул. Спасибо ему. Домой ехал счастливый: и что всё нормально кончилось, и что такие хорошие люди на дорогах есть. Ну и что НГод на носу. (И дочери урок)
- Внешность. Вещь конечно субъективная, но «классика» по виду более древняя. Почти вертикальное лобовое стекло, рубленые формы, бамперы (неужели бампер как-то осовременить нельзя за 35 лет, это же кусок пластмассы). Иж - тоже не подарок. Привет из лохматых 80-х, но всё же поинтересней, пообтекаемей. (Иногда говорят, какая, нах, разница. что у «ваза», что у «ижа», что у унитаза обтекаемость одинакова. Мол, не формула-1. Но, реально, ветер потише шумит на скорости).
Часто ругают ижевский зад. Но в моем случае, задок выглядел более достойно. («Ника» - неплохо по дизайну, но материал оставляет желать лучшего.) Мне больше нравится ИЖ ФАБУЛА (кузов универсал), всё лучше «четверки». Иж 4Х4 поинтересней выглядит. (Посмотрите в интернете, кто не видел). Кто помнит первую волну зеленых китайских пуховиков? У них через месяц все перья в районе жопы оседали. Вот что-то есть общее с «подуставшим» Ижиком. Хотя спорить о дизайне этих машин – пустое дело. Это последнее, что интересует владельцев данных авто.
-Салон. Однозначно, удобней в Иже. (Сравниваю с «шохой»). Высоко сижу, далеко гляжу. По росту, ширине (у меня 182 рост) проблем нет. Современная электронная панель красива и информативна. Из под панели не весят пучки проводов. У Вазов дверцы тоненькие, легонькие, какие-то «фанерные», у Ижа посолидней, будут, закрываются лучше. Мелочь, а приятно. Передняя дверь – широкая, удобно влазить-вылазить. Возил полноразмерную стир.машину-автомат, опускал спинки передних сидений и через переднюю дверь загружал на заднее сиденье. (В багажнике у меня – газовый баллон). В «жигуль» не влазила, даже с открученными подлокотниками. Задние сиденья складываются пополам, очень удобно. Возил 4-х метровые пластиковые панели – влазят в салон. (Может кому мой опыт пригодится.) Лучше распределяется тепло по салону. Замок зажигания «правильный» и с нужной стороны. Единый ключ от всех замков.
Главный источник скрипов – задняя дверь. Регулировал упоры, регулировал замок багажника – всё одно скрипит по нашим кочкам. Вопрос решается (частично) подмоткой изоленты на скобу замка.
-Двигатель и КПП. Есть два варианта: уфимский мотор с омской коробкой и вазовский ДВС с вазовской коробкой. (коробки не взаимозаменяемы). Не знаю как про уфимский мотор, но про омскую КПП много негатива в сети – воет на некоторых режимах. У меня, кстати, начал шелестеть подшипник (как мне кажется), пока езжу.
-Подвеска. Самое главное достоинство Ижа – это передняя подвеска. Проста и надежна. Говорят, неубиваема. Обслуживание в разы проще. Хотя со мной вот что произошло. Решил поменять шаровые, не смог открутить старые. Побоялся сорвать болты. Так и лежат. Да и старые пока в норме).
-Руль. Рейка она и в Африке рейка. 55 тысяч, а люфта ноль. Крутится легко, руль информативный. Сел тут в «семёна», показалось, что рулевое сломано.
- Тормоза. Принципиальных различий нет. Ручник удобней в регулировке (см. выше).
-Иногда Ижи сравнивают с 2108-09 семейством. Но тут у него очень серьезный недостаток – архаичный задний привод. Многие удивляются: у тебя чо? зад ведущий? Да, к сожалению это так. Кто ездил по деревенским заснеженным дорогам, горкам, заносам, тот знает. Да и в городе на перекрестке порой (когда ледок накатается), жопа так и норовит перед обогнать, ну или соседей "помассажировать". Хорошая резина частично устраняет проблему, но осторожность - главное. Тем более что ижеводы народ не богатый, экономный и на "снежинке" будет ездить.
Читал в сети о каком-то фантастическом превосходстве Ижа в проходимости по сравнению с классикой. Не заметил. Тут, мне кажется, важнейшим фактором является мастерство водилы и опять же резина. Ну и удача. Куда без неё.
- Коррозия. По поводу коррозии в сети владельцы Ижей пишут совершенно противоположное: у одних сгнил через месяц, у других ни пятнышка. У меня 2 вариант. 9 лет, но ржави нет абсолютно. И краска производит впечатление очень качественной. И по кустам, и по другим злачным местам приходилось ездить, но всё окей, есть в одном месте царапка до металла, но 2 года прошло, а царапка блестит как свежая. ( У соседа «пятерка» белая. Под тоненьким слоем краски такие узоры, прям хохломская роспись.) Авторитетные источники говорят, что с 2003 года Иж серьёзно прибавил в качестве. Были поставлены новые импортные станки, в том числе и покрасочный цех переукомплектовали. Может и знаменитая (по рекламе Якубовича) оцинковка появилась.
-А теперь недостатки. Самая главная беда – снят с производства. В 2005 году. На самом взлете. Новые модели появились (Фабула, Ника, 4х4), оборудование, внесли ряд изменений в плане безопасности, планов море, но завод покупает самарская компания СОК и сразу закрывает производство Ижа. Завод теперь производит вазовскую классику, KIA, а теперь ещё и Гранту!. Ничего личного. Только бизнес. Снятие с производства – психологический удар по автомобилю. Классику тоже сняли, но она, как бы модернизировалась в следующие поколения, а Ёжику – осиновый кол вбили. Жаль. «Народный автомобиль» так и не стал по-настоящему массовым.
И ещё. Собираюсь в ближайшие полгода обновить машину. Огромные сомнения терзают. Нашу, не нашу? Ждать когда на Гранту цены устаканятся и какое-то о ней мнение сложится в народе? Нива – дорогая, не стоит она столько. Не должна. Адекватная цена на ЗАЗ ШАНС, но что это? С чем его едят? На Нексию смотрю, на АД, но… Муки выбора. Может не парится, а взять девятку, «в идеальном» состоянии, только вот сомневаюсь в их существовании. Калина 3-х летка? Говорят, в последнее время качество более-менее у них. Ну ладно. Зиму буду думать, а там видно станет… Может на АВТО.РУ советов дельных начитаюсь…
…И напоследок. Притча. Стою летом на берегу. Подъехал старый дружок, сейчас в в городе живет. Тойота Камри. Почти новая. Сверкает. Я похвалил: классная, мол, тачка. Его понесло. Да я за 800 её взял, мне её хрен знает из каких мест по заказу пригнали. Левый руль, суперсалон и т.д. Она одна такая в Сибири по крутизне. Ну ладно, слушаю, головой киваю. Но вот закончил он свой монолог примерно следующими словами: я не лох, не нищеброд, чтоб в какое-нибудь рашенское говно садится, пусть дебилы на всяких приорах-калинах ездят и т.д. Думаю, блядь, видишь же на чем я приехал… Или тупой такой или специально хочет обидеть? Вроде нет, оскорбить не хочет, просто для него машина – фетиш, способ самоудовлетворения. Он и остановился специально. Обычно кивнем друг другу, а тут повод своё самолюбие лишний раз потешить. За счет меня. Мне неприятно как-то было, а потом думаю: да пошел он…. Давайте не будем такими. И даже если у вас «крутая тачка» помните, что не это определяет человека. И ваша тачка для владельца какого-нибудь «Мазератти», такой бомжацкий автомобиль, как для вас мой Иж.
Ну ладно, хватит моралей.
Пока. Удачи на дорогах.
РС: плюсы и минусы
РС. Добавил плюсы и минусы. (Простота и дешевизна - кому плюс (мене), а кому и минус)
Плюсы
простота, дешевизна, самообслуживание, нет коррозии, доступность з\частей, жрет всё, что дают, руль (в сравнении с ВАЗ), подвеска (в сравнении с ВАЗ)
Минусы
снят с производства (с 2005), задний привод, простота и дешевизна, шумы скрипы, безпонтовость, угнетает самолюбие, это ИЖ!
Все плюсы и минусы модели