Ремонт коробок и двигателей 152FMH, 153FMI, 154FMI на квадроциклах и мотоблоках
Один из самых частых случаев, с которым сталкиваются владельцы китайских мотоциклов, квадроциклов и мотоблоков с двигателями 152FMH, 153FMI и 154FMI — это проблемы с коробкой передач. Передачи не включаются, мотор работает с вибрацией, нейтраль найти невозможно, или наоборот — передачи перескакивают самопроизвольно.
В моём случае на квадроцикле с 154FMI всё началось с характерного треска на второй передаче, который вскоре перерос в закусывание шестерён при переключении.
Разобрал двигатель — оказалось, что износилась втулка вторичного вала, один из подшипников "запилился", а зубья на одной из шестерён имели микросколы. Плюс — потёк сальник и в масло попали продукты износа.
Дальше эксплуатировать такой двигатель — только усугублять ситуацию. Было решено сделать полную дефектовку и переборку мотора с коробкой, а заодно доработать слабые места.
Что потребуется для полного разбора
1. Ключи на 17, 19 и 24 мм
2. Torx и шестигранники
3. Пресс или тиски
4. Съёмники подшипников и шестерён
5. Новый комплект прокладок, сальников и подшипников
6. Моторная смазка, очиститель, ветошь, щётка
7. Пластиковая щётка, герметик, смазка для шестерён
Основные отличия моторов
152FMH — 110 см³, простая конструкция, хорош для мотоблоков и лёгких мопедов
153FMI / 154FMI — 125 см³, усиленная коробка, иногда встречается реверс
154FMI часто ставится на квадроциклы, может иметь реверсный механизм с отдельным блоком передач
Важно: 153 и 154 можно ставить вместо 152, но наоборот — только с доработками.
Разборка двигателя и коробки
- разборка началась с демонтажа двигателя с рамы,
- отсоединения карбюратора,
- глушителя,
- электрики.
После слива масла — снятие крышек, половинок картера и извлечение КПП.
КПП была в плохом состоянии:
1.Задиры на вторичном валу
2. Износ подшипников
3. Один из сальников задубел и пропускал масло
4. Зубья на одной шестерне были сколоты
Шестерни снимались через пресс, подшипники — съёмником. Всё тщательно отмыто и осмотрено. Под замену пошли все подшипники, сальники и две шестерни. Цепь ГРМ и поршневая оказались в норме, но кольца имели повышенный зазор — их тоже заменил.
Сборка: важные нюансы
1. Все прокладки и сальники — только новые
2. Подшипники — с посадкой по температуре или через пресс
3. Коробку собирал отдельно, валы выставлены в нейтральное положение до сборки картера
4. Проверена чёткость включения передач — без заеданий и с ясным щелчком
Регулировка, запуск и обкатка
1. После сборки мотор был установлен обратно. Залито свежее масло, выставлен зазор клапанов, подключено зажигание.
2. Запуск на холодную, без нагрузки
3. Проверка всех передач — включаются чётко
4. После прогрева — проверка течей, повторная протяжка крепежа
5. Первая обкатка — до 20 км без резких ускорений
Тюнинг и улучшения
Чтобы продлить ресурс и добавить немного мощности:
1. Установлены облегчённый поршень и новые кольца
2. Карбюратор отрегулирован под улучшенный выхлоп
3. Зажигание выставлено вручную с опережением под высокие обороты
4. Шестерни КПП смазаны специальной смазкой с противозадирными присадками
Выводы и советы
1. Основная причина ремонта — износ вторичного вала и подшипников из-за плохой смазки и перегрева
2. Раз в 20–30 моточасов — проверяйте масло и не экономьте на нём
3. При ремонте не используйте старые сальники и прокладки — это дорога к повторной разборке
4. Проверяйте каждый элемент КПП — даже микросколы могут стать причиной заклинивания
5. Моторы 152FMH, 153FMI и 154FMI надёжны, если за ними следить. Даже в гаражных условиях их можно полностью перебрать и настроить на долгую работу — главное, делать всё по уму и не торопиться.