Развал-схождение после замены амортизаторов: обязательно ли делать
Менял на своей машине передние амортизаторные стойки. Работа несложная, но после того, как я затянул последнюю гайку, возник главный вопрос: нужно ли теперь ехать на стенд развал-схождения?
Мастера в сервисах в один голос твердят, что это обязательно, но так ли это на самом деле, или это просто способ продать дополнительную услугу? Давайте разберемся раз и навсегда.
Стойки или амортизаторы? В чем принципиальная разница
Для начала нужно понять, что именно вы меняли. В головах многих водителей эти два понятия смешались, хотя это совершенно разные по своей роли детали.
• Амортизатор — это отдельный узел, который просто гасит колебания. Он не является несущим элементом подвески и не определяет положение колеса.
• Амортизаторная стойка (типа МакФерсон) — это совсем другое дело. Это мощный узел, который является главным силовым и направляющим элементом подвески. Именно к корпусу стойки крепится поворотный кулак, на котором держится колесо.
Когда развал-схождение обязателен, а когда — нет
Теперь, зная разницу, можно дать четкий ответ. Все зависит от того, в какую часть подвески вы вмешивались.
1. После замены передних амортизаторных СТОЕК — ОБЯЗАТЕЛЬНО! Это не рекомендация, а железное правило. Крепление поворотного кулака к стойке — это именно то место, которое задает угол развала (camber). При замене стойки вы откручиваете эти болты. Даже если вы поставили оригинальную деталь, из-за микроскопических допусков в изготовлении или смещения болтов в отверстиях угол установки колеса гарантированно изменится. Поедете с кривым развалом — сожрете новую резину за пару тысяч километров.
2. После замены задних АМОРТИЗАТОРОВ (в большинстве случаев) — НЕТ. На подавляющем большинстве популярных автомобилей (с балкой или простой многорычажкой) задний амортизатор — это просто отдельный демпфер. Он не влияет на углы установки колес. Вы можете спокойно менять его без последующей поездки на стенд. Исключения редки и касаются в основном сложных и спортивных подвесок.
3. После замены ПЕРЕДНИХ амортизаторов-ВКЛАДЫШЕЙ (картриджей) — НЕТ. Если у вас разборная стойка, и вы меняли только внутренний патрон-амортизатор, не снимая сам корпус стойки с машины, то углы установки колес не нарушаются. Регулировка не требуется.
Чем грозит езда с кривыми углами?
Если проигнорировать регулировку после замены стоек, вас ждут неприятные последствия:
• неравномерный и быстрый износ шин. Это самое очевидное. Резину будет жрать либо с внутренней, либо с внешней стороны;
• ухудшение управляемости. Машину может уводить в сторону, она будет хуже держать прямую и рыскать по дороге;
• повышенный расход топлива из-за увеличенного сопротивления качению.
Так что мой совет прост: если вы трогали болты крепления стойки к поворотному кулаку — не экономьте на визите в сервис. Процедура развал-схождения стоит несравнимо дешевле, чем новый комплект хорошей резины.