Про "порадок" в 1930е

18 октября 2013
Интересная зарисовка с водолазного форума:
"В 60-е годы, в рамках глобальных флотско-армейских реформ на большинстве кораблей были упразднены водолазные посты и большое количество военных водолазов уволено в запас.
Грамотные командиры, понимая опасность ситуации, всеми правдами и неправдами старались оставить специалистов на кораблях на всяких "постах борьбы за живучесть", "пожарных постах" и прочее. Так образовалось множество "вечных мичманов"-специалистов, служивших до старости, т.к. замены им просто не было.
С двумя такими бывшими мичманами мне удалось пообщаться в середине 80-х. Они всю жизнь прослужили вместе, были одновременно призваны (одногодки, как я понял- примерно 1913-1915 г.р.) и даже шутили, что уже не помнят, какой из их дней рождения- чей.
В 30-е годы они начинали свою службу водолазами в каком-то вспомогательном подразделении Черноморского флота (под Одессой). То, что они рассказывали можно свести к следующему:
Общее состояние Черноморского флота 30-х годов (на примере их подразделения) - бардак и воровство. Цитирую по памяти: "Водолазы нужны там, где порядок, где хозяин есть. Где- найти, поднять чего, отремонтировать... А у нас тогда - украсть да продать, да списать...
" Хотя, показушный порядок был. По их словам, за утерю бинокля, секундомера можно было понести очень серьезное наказание, но зато "Пришли к нам два новых катера, так один начальство контрабандистам продали, да и списали, как затонувший в осенний шторм ". Погружались мало, в основном их гоняли на сельхозработы.
Легководолазное снаряжение помнят достаточно хорошо. Гидрокомбинезонов не было. Погружались в рабочей одежде. Была рекомендация пропитывать ее машинным маслом для уменьшения теплообмена, но этого никто не делал.
Об аппарата серии "Э" помнят следующее: все были немножко разные, даже в рамках одной модификации некоторые узлы могли отличаться.
Точно помнят, что у всех была постоянная подача и от модели к модели она становилась стабильнее и все меньше (у ранних моделей она была явно избыточна, но это всем нравилось).
Это вызывало специфические шутки у водолазов. "По имени" (с индексами) эти приборы никто не называл (очень редко называли "ЭЛки", думаю, "Л" появилось в аббревиатуре от Легководолазного ) , все называли их просто "кислородными масками".
Во всех моделях канистра с химпоглотителем (они упорно называли его регенеративным патроном) располагалась в дыхательном мешке, канистры некоторых (большинства?) моделей конструктивно были соединены с металлическим сборником конденсата, что очень раздражало из за сложности обслуживания - опорожнения и сушки.
Канистра была засыпной, по конструкции похожей на чернильницу "непроливайку". Гранулированный химпоглотитель был большой редкостью и очень плохого качества - легко крошился в пыль. Энтузиасты (были и такие) сами доставали (покупали за свои деньги) немецкий химпоглотитель.
Он применялся в системах вентиляции немецких "кислородных палаток"- очень модного тогда способа омоложения для состоятельных дам, широко рекламирующегося в частных клиниках Одессы. Немецкий химпоглотитель называли "Баденская сода". Рискну предположить, что имелся ввиду производитель- BASF (Badische Anilin undSoda-Fabrik).
Вроде бы, пытались использовать химпоглотитель из систем вентиляции подводных лодок. Он был двух видов: "пластинчатый" (но при этом это был именно известковый поглотитель, не регенеративное вещество), который надо было крошить, что бы затолкнуть в "чернильницу" канистры - и "что-то вроде пакли" (волокна пропитанные щелочью?).
Мои знакомые так и не вспомнили результат манипуляций с поглотителем с подводных лодок. Кислород также на флоте был в диковинку и весьма плох, и его обычно брали у летчиков, снаряжая к ним экспедиции со спиртом.
Вообще, "кислородные маски" позиционировались скорее как средство дыхания при задымлении, чем водолазный аппарат. Легководолазные спуски были не в почете и чаще являлись стандартной для того времени флотской халтурой- сбором цветного металла с полузатопленных судов, оставшихся со врем гражданской войны.
Промысел этот был абсолютно незаконным и требовал быстрых действий с возможностью мгновенной эвакуации. Это могло обеспечить только легководолазное снаряжение.
Вообще, водолазы флота считали себя ущербными по сравнению с гражданскими, коммерческими водолазами. После демобилизации флотская водолазная специальность на гражданке не засчитывалась и для получения водолазной квалификации было необходимо закончить гражданскую водолазную школу на общих основаниях.
Пределом мечтаний для водолазов того времени - работа по обустройству причалов на северных реках. Об этих северных стройках ходили легенды в духе Джека Лондона. Например, о невероятных зарплатах, выплачиваемых чуть ли не золотом.
Об самом ЭПРОНе говорили тогда шёпотом - это была реальная часть могущественной ОГПУ. Доходило до того, что эпроновцы могли экспроприировать имущество водолазных артелей. Несогласные с экспроприацией исчезали в недрах ОГПУ. Естественно ни каких подробностей их работ ни кто не знал."
Комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
500 баллов Плюса за отзыв о машине
Поставьте авто в Гараж, подтвердите владение и напишите отзыв
Подробнее